Пиявочный «Предсказатель бурь»

Давно известно, что некоторые животные обладают инстинктивной способностью предсказывать изменения в погоде. Например, перед дождем лягушки начинают квакать, птицы возвращаются в свои гнезда, а коровы и овцы становятся беспокойными.

Джордж Мерриуэзер, английский врач и изобретатель 19-го века, заметил, что медицинские пиявки, с которыми он работал начинали вести себя по-другому, когда погода ухудшалась.

Мерриуэзер держал своих пиявок в маленьких стеклянных банках с водой. В хорошую погоду пиявка лежала на дне в расслабленном состоянии, но за несколько часов до того, как небо становилось пасмурным и ветер начинал усиливаться, пиявки начинали проявлять беспокойство. Если все шло к тому, что скоро пойдет дождь, то они поднимались над поверхностью воды, а во время дождя, пиявка скручивалась в комок и оставалась таковой на протяжении всего времени до тех пор, пока дождь не прекратится. Как только погода успокаивалась, пиявка возвращалась на дно склянки.

Доктор Мерриуэзер решил использовать такое поведение пиявок для предсказания погоды, создав аппарат для прогнозирования погоды. Свое изобретение он описывал как «Атмосферный электромагнитный телеграф, действующий на инстинктах животных», и для краткости предпочитал называть его просто «Предсказатель бурь».

Устройство аппарата

«Предсказатель бурь» состоял из двенадцати стеклянных бутыльков заполненных водой до уровня в полтора сантиметра, в каждой из которых находилась пиявка. В верхней части каждой склянки располагалась пластинка китового уса, которая проводком соединялась с маленьким молоточком, установленным таким образом, чтобы ударять в металлический колокол при шевелении китового уса. Все двенадцать бутыльков располагались по окружности.

В своем эссе, описывающем аппарат, Мерриуэзер отметил, что пиявки, которых он называл «жюри философских советников» были помещены в стеклянные бутылки по кругу, чтобы они не чувствовали «страданий одиночного заключения».

Когда приближалась гроза, то изменения атмосферного давления заставляли пиявку подниматься из воды к горлышку бутылки, где она смещала китовый ус и звонила в колокол наверху устройства. Если в колокол начинали «звонить» несколько пиявок, то гроза считалась «предсказанной».

В 1850 году Мерриуэзер потратил более года на тестирование устройства и каждый раз, когда его пиявочное жюри предсказывало непогоду отправлял письмо президенту Философского общества при Институте Уитби. Позже Мерриуэзер лоббировал правительство, для того чтобы его разработку начали ипользовать на британской береговой линии, однако правительство решило вместо этого применять «штормгласс» Роберта Фитцроя (химический барометр).

Для устройства Мерриуэзера было разработано шесть различных дизайнов — от простой и дешевой версии, которая, как надеялся изобретатель, будет использоваться на кораблях, до весьма экстравагантной, вдохновленной архитектурой индийских храмов.

Не смотря на все надежды Мерриуэзера, его предсказатель бурь так и не получил популярности. И даже оригинальный аппарат, представленный на Большой выставке 1851 года был утерян. Сейчас копию того механизма для прогнозирования погоды можно увидеть в музее Уитби.

А вы когда-нибудь замечали, как меняется поведение животных вместе с погодой? Напишите об этом в комментариях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек