Памятник супружеской неверности

Нестандартное, но очень меткое народное прозвище получил памятник литературным персонажам, главным героям романа-эпопеи «Тихий Дон» — Григорию и Аксинье. Установленная в станице Вёшенской на берегу Дона скульптура изображает их в самом начале романа.

Сам памятник очень впечатляет. Проект его был создан еще в 1957 году, и сам Михаил Александрович Шолохов, автор «Тихого Дона», рассматривал эскизы и даже внес некоторые правки. Если рассматривать композицию, то тут много деталей, которые перенесены со страниц романа.

Памятник Григорию и Аксинье хочется рассматривать, обращая внимание на детали и приемы, которыми скульптор передал действия, время и чувства героев. Вот идет с водой Аксинья — статная казачка, сильная, с идеально ровной спиной, несмотря на два нелегких ведра. Такая при желании коня на скаку остановит. Во взгляде ее видно достоинство, но всё же глаза смотрят чуть в сторону.

Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи. Поднимаясь в гору, Аксинья клонилась вперед, ясно вылегала под рубахой продольная ложбинка на спине.

Григорий же — молодой озорной казак. Фуражка лихо надета набекрень, у него острые турецкие черты лица, доставшиеся в наследство от бабки-турчанки, привезенной дедом из очередного военного похода. В облике Григория Мелехова чувствуется горячий и взбалмошный, но решительный нрав. Вот, как описывает его Шолохов в романе:

Григорий, в отца попер: […] такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.

Под Григорием конь-дончак, по приказу хозяина перегородивший путь Аксинье. Тут и происходит диалог, описанный в начале романа. Молодой Григорий заигрывает с замужней соседкой, которая вскоре должна проводить мужа-казака на сборы:

Аксинья примиряюще улыбнулась и сошла со стежки, норовя обойти коня. Григорий повернул его боком, загородил дорогу.
— Пусти, Гришка!
— Не пущу.
— Не дури, мне надо мужа сбирать.
Григорий, улыбаясь, горячил коня: тот, переступая, теснил Аксинью к яру.
— Пусти, дьявол, вон люди! Увидют, что́ подумают?
Она метнула по сторонам испуганным взглядом и прошла, хмурясь и не оглядываясь.

После вспыхнувшей искры и начинается та самая любовь, которая проходит через весь роман, которая погубит немало судеб. Не удержалась Аксинья, изменила мужу Степану с Григорием, а далее понеслось.

Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь.

Если читали роман, то и сами знаете, если не читали, то прочитайте, это настоящая энциклопедия Тихого Дона. Здесь нашлось место и описанию жизни казаков и казачек, и любованию природой, и горячим чувствам, перед которыми не устояли ни мораль, ни годы, ни супружеские узы.

Так что, действительно получается, что памятник Григорию и Аксинье — памятник супружеской неверности. Помните пословицу «В тихом омуте черти водятся»? А теперь снова взгляните на название романа — «Тихий Дон» — и представьте, что тихий уже не омут, а могучий и широкий бескрайний Дон. Вот уж где простор для чувств и страстей.

Давайте еще раз посмотрим на памятник и окружающий его пейзаж. Удивительно, сколько мыслей может родиться в голове при взгляде на эту картину.

Если будет возможность, постарайтесь приехать на Дон, посетить станицу Вёшенская, посмотреть своими глазами, окунуться в жизнь Вольного Дона. Тогда лучше будет понятен и роман, и нравы, и чувства.

Спасибо за внимание. Поддержите публикацию лайками, комментариями и подпиской! Заходите и подписывайтесь на мой канал о путешествиях по России.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек