Слушая с утра лекцию арабиста, кандидата исторических наук, Игоря Алексеева, исламскому мистицизму посвященную, я обратил внимание на заданный ему из аудитории вопрос: «В современном Иране развивается успешно атомная энергетика и другие отрасли, требующие интеллектуальных способностей от человека. Это должно вызвать формирование технорационального сознания?»
Игорь Леонидович комментирует – в данном случае цитаты хоть и заключены мною в кавычки, но не носят прямо дословный характер, хотя смысл сказанного я передаю верно: «Что значит, должно? Есть ли доказанная закономерность подобных процессов?».
Здесь интересна проблема тождественности рационального мышления и собственно религиозного сознания. То есть в каком-то смысле это не совсем проблема, достаточно познакомиться с судьбой и научным, равно как и религиозным, наследием сподвижника Королева – Бориса Викторовича Раушенбаха. Его мемуары «Праздные мысли», статью о догмате Троичности и научные работы, связанные с ракетостроением, равно как и книгу «Пространственные построения в древнерусской живописи», и я рекомендую к прочтению.
Далее, отвечая на вопрос: насколько рост секуляризации прямо зависит от промышленной революции, Алексеев справедливо заметил: «Возможно и наоборот. Вообще подобные представления берутся из вульгарного прочтения известного труда Вебера о соотношении протестантизма и капитализма: якобы первый, после Реформации, открыл дорогу второму, сформировав особый тип религиозности.
Смысл теории Вебера – почти прямо обратный: капитализм разрушил во многом религиозное миросозерцание. Протестантская этика представляет собой удачно найденную в условиях атаки капитализма на религиозность форму сохранения нравственных ценностей и основанного на вере в Творца мировоззрения. И протестантизм – последний шанс очеловечить капитализм, дабы он не превратился во все пожирающее машинное царство».
Возвращаясь к современному Ирану, историк призвал не воспринимать и его, и иные мусульманские страны как архаические общества, которые не модернизируются. Иранские экономический рывок под сенью ислама наступил после шахской модернизации, замешанной на секуляризации.
Но самое интересное, что пришедшие к власти в 1979-м считали себя, по словам Алексеева, продолжателями дела тех, кто стоял у истоков Конституционной революции в Персии 1905 – 1911 годов, когда был создан Меджлис – иранский парламент.
Вывод из этого, хоть и с рядом оговорок и известной долей осторожности, напрашивается следующий: мир уже сегодня становится свидетелем экономического рывка ряда мусульманских стран – Ирана, аравийских монархий, да и исламизирующейся Турции тоже – при сохранении ими религиозной идентичности.
Ссылка на лекцию Игоря Алексеева: И.Л. Алексеев — Лекция 6. Мусульманский мистицизм. Часть 1 — YouTube
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .
Игорь Ходаков