Как Британия стала родиной рока в XX веке

Британская рок-музыка сыграла огромную роль в мировой культуре, заняв прочное место на мировой музыкальной арене. Зародившись в 1950-х годах, рок быстро распространился по миру и завоевал большую популярность, став одним из ведущих музыкальных жанров. Рок-артисты Великобритании принесли новый звук и стиль, который моментально нашел отклик у молодежи, вдохновив ее на создание собственной музыки.

История рока, наряду с другими современными музыкальными жанрами, представляет собой своего рода соревнование между Британией и США, где обе страны время от времени занимают лидирующие позиции.

Есть ли отдельный английский рок?

Несмотря на то, что важные музыкальные локации, определившие создание новых жанров и направлений, есть везде (норвежский блэк-метал, финский дум-метал или немецкий индастриал-метал), влияние британских и американских рок-групп на глобальный музыкальный ландшафт оказалось наиболее значительным.

Британский и американский рок-стили часто взаимодействовали, создавая эффект, который можно описать как «перекрестное опыление». В Британии жанры рок-н-ролл и ритм-н-блюз получили уникальное творческое переосмысление, а такие группы, как The Beatles и The Rolling Stones, быстро набрали популярность в чартах США.

Относительно уникального звучания британского рока можно сказать, что оно неоднородно. Различные жанры и направления внутри британского рока нередко возникали в качестве ответа или оппозиции друг другу. Например, звучание Pink Floyd и Sex Pistols существенно различается, несмотря на то, что обе группы британские.

Даже песни Public Image Ltd, основанного Джоном Лайдоном из Sex Pistols, заметно отличаются от его предыдущей работы, что отражает быстрый темп развития музыкальных жанров в Британии 70-х годов, где новые стили появлялись регулярно и были разнообразными.

Начало: до всемирного успеха

История британской рок-музыки началась под влиянием американского ещё в 50-х, когда звёзды, такие как Элвис Пресли и Чак Берри, служили примером для подражания британских музыкантов. В то время в самой Британии популярностью пользовался скиффл — стиль, сочетающий элементы джаза, блюза и кантри, пришедший из США.

Этот стиль был доступным и простым, позволял музыкантам использовать нестандартные инструменты — например, стиральные доски и пилы. Среди известных музыкантов, начинавших с скиффла, были члены группы Quarrymen, включая Джона Леннона, Пола Маккартни и Джорджа Харрисона.

К началу 60-х стал популярным мерсибит — жанр с использованием гитар, барабанов и баса. Этим стиль отличался от американского рок-н-ролла, где очень часто присутствовали контрабас и медные духовые, прежде всего саксофон. Мерсибит сочетал элементы поп-музыки с ритмичными вокальными гармониями.

Более тяжёлый британский рок развился под влиянием ритм-н-блюза, отличаясь от американского R&B меньшим акцентом на вокал и инструментальные партии, такие как сакс и синтезатор. Британцы предпочитали быстрый, ритимчный блюз с акцентом на гитарную энергию, иногда переходящую в гаражную стилистику.

«Британское вторжение»

В начале 60-х в Великобритании пошла настоящая рок-волна, достигшая пика с битломанией, когда молодежь была очарована The Beatles. Вначале группа была популярна преимущественно в своей стране, однако в 1964 году всё изменилось. Сингл I Want to Hold Your Hand покорил американские чарты, а турне в США в каждом городе сопровождали тысячи фанатов; выступление в шоу Эда Салливана собрало аудиторию в 73 миллиона зрителей. Успех стал началом «британского вторжения», когда британские рок-группы начали доминировать в музыкальных чартах США и всего мира.

Несмотря на то что музыка The Beatles и других британских артистов была вдохновлена американским рок-н-роллом и ритм-н-блюзом, американские группы не смогли эффективно конкурировать с этим новым явлением до развития психоделики в 1966-1967 годах. Этот стиль также набирал популярность в Британии, но в США хиппи-культура процветала более ярко.

«Британское вторжение» включало группы с разнообразным звучанием; можно обозначить несколько ключевых «ветвей».

  • The Rolling Stones, воспринимаемые СМИ как антиподы The Beatles, отличались более грубым звучанием и «хулиганским» имиджем по сравнению с «красавцами» из Ливерпуля. Их музыка основывалась на американском блюзе и ритм-н-блюзе, подобно группам The Animals и The Pretty Things.
  • Группы The Who и The Kinks экспериментировали с утяжелением гитарного звучания, используя эффект дисторшена, что позволяет считать их предшественниками панка и «металлической» музыки.
  • The Yardbirds и Cream также играли блюз-рок, но их музыка в большей степени ориентировалась на гитаристов, стремящихся к виртуозному мастерству в исполнении и делая акцент на технике.
  • Некоторые группы вроде The Beatles (после 1966 года), The Pretty Things и Small Faces, сосредоточились на развитии сложных аранжировок, включая разнообразные инструменты, что привело к появлению прогрессивного и психоделического рока. The Zombies отличались в этой категории особыми, уникальными мелодиями, создавая одно из самых привлекательных звучаний в жанре психоделического рока.

Какие ещё жанры придумали британцы

Многие жанры имеют корни в Великобритании или, по крайней мере, сильно подвержены влиянию британской сцены. Однако Великобритания не всегда была первопроходцем — некоторые стили, такие как панк, развивались одновременно и в США, и в Британии в середине 70-х, объединенные общим протестом против популярной музыки того времени и отторжением правящей элиты.

Несмотря на различия в социальном контексте двух стран, рок-музыканты часто демонстрировали схожие взгляды — тут показателен лондонских Sex Pistols с их песней God Save the Queen, критикующей правление Елизаветы II, и Dead Kennedys из Сан-Франциско с треком California Über Alles, где они обвиняют губернатора Калифорнии Джерри Брауна в авторитарных устремлениях.

Давайте взглянем на основные музыкальные жанры, возникшие после «британского вторжения» и оказавшие значительное влияние на историю рок-музыки:

Хард и хэви‑метал

Перебравшись через Атлантический океан из Америки, блюз преобразился. В США блюз развивался с акцентом на электрические инструменты, а британские музыканты, принимая этот стиль, объединили разнообразные музыкальные традиции, подходя к блюзу с академической точки зрения. Они акцентировали внимание на гитарном мастерстве, тем самым отходя от традиционного народного звучания блюза и делая акцент на соло вместо ритма.

Так возник хард-рок с такими ключевыми его представителями, как Led Zeppelin и Cream. Иные группы, вроде Black Sabbath, достигли тяжёлого звучания другими способами, используя гитары с низким строем и тритоны, известные как «дьявольские интервалы». В музыке Black Sabbath был минимум блюзовых ноток, что позволяет классифицировать их как хэви-метал. В 1980-х британские группы вроде Iron Maiden и Saxon, преобразили метал, сделав его еще более брутальным и «вычистив» из него блюзовые элементы.

Прогрессив

В 1970-х годах британский рок-музыкальный ландшафт выделялся стремлением к усложнению музыкальных композиций, что привело к зарождению британского прогрессивного рока. Выдающимися представителями этого жанра стали такие группы, как Pink Floyd, Yes, Genesis, King Crimson, Van Der Graaf Generator, Jethro Tull и Caravan.

Отличительной чертой прогрессивного рока было отступление от традиционного рока, который обычно звучал одинаково как в студии, так и на сцене, и ограничивался использованием базовых инструментов. Прогрессивные рокеры воспользовались возможностями технического прогресса, активно экспериментируя с различными синтезаторами, включали в свои композиции широкий спектр инструментов, большинство из которых нечасто использовались в других жанрах рока: меллотрон, ксилофон или флейту.

Панк-рок и постпанк

В 1970-х годах, утомившись от сложности и изысканности прогрессивного рока, музыкальная молодежь в Великобритании обратилась к более простому и энергичному стилю, впоследствии ставшему известным как панк-рок. Этот стиль напоминал о золотых денечках британского рока, когда музыканты без формального образования использовали простейшие инструменты, создавая живую и непринуждённую музыку без глубоких философствований и лирики.

Панк-рокеры стремились сделать рок-музыку более доступной и использовали её как способ выразить свой протест по отношению к старшему поколению и властям. В числе наиболее известных коллективов британского панк-рока на сегодняшний день можно выделить Sex Pistols, The Clash, The Damned и Buzzcocks. Эти группы стали иконами панк-культуры.

Вскоре после зарождения панк-рока возник постпанк, который представлял собой развитие и трансформацию этого жанра. Ансамбли постпанка вносили в своё творчество элементы апатии и депрессии, замедляя ритм и обогащая музыку элементами других жанров: фанк, диско и регги. Из постпанка развился готический рок, который отличали мрачность, аполитичность и порой элементы гламура.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Простой вопрос: Почему нельзя дарить нечетное количество цветов?Путешествия, туризм, наука13 января6 идеальных направлений для отпуска в Азии: когда Таиланд уже надоелПутешествия, туризм, наука14 января4 страны, которые ВООБЩЕ не ждут у себя туристов — и совершенно не страдают по этому поводуПутешествия, туризм, наука14 январяКак расстаются в разных странах мира? Часть 1Путешествия, туризм, наука15 январяНе поступайте так нигде, но особенно в Америке. Часть 1Путешествия, туризм, наука15 января

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек