Частичная мобилизация: на те же грабли или мини-зарисовка из опыта Русско-японской

Перипетии частичной, осенью минувшего года, мобилизации постепенно излаживаются из памяти тех, кого она не затронула или затронула косвенно, затеняясь иными впечатляющими событиями. Впрочем, здравомыслящая часть населения, даже пакуя отпускные чемоданы, понимает: расслабляться не стоит. Ждем, что будет дальше и искренне радуемся за хорошо утроившихся в жизни господ типа Слуцкого с его предложением про семь миллионов контрактников Слуцкий предложил семь миллионов контрактников/Больше депутатов хороших и разных .

Разумеется эту глупость – скучает, что ли, Слуцкий подобно Флоризелю и от того креативит? – я рассматривать во второй раз не буду, отмечу, что мужики, об армии позабывшие, но в ней внезапно для них оказавшиеся и при этом некоторые здоровьем не блещущие, были не первыми, из обыденно-мирной жизни выдернутыми.

Первыми стали степенные бородачи в Русско-японскую, хмуро глядевшие из вагонов не особо комфортабельных эшелонов на доселе невиданные ими сопки Манчжурии с унылыми фанзами, еще годом раньше и понятия не имевшие об их существовании. Физической крепостью те сорокалетние и облаченные в шинели крестьяне не отличались, дома у них оставалось человек по шесть детей распричитавшаяся при проводах жена на хозяйстве. Да и подготовка тоже оставляла желать лучшего.

Неудивительно, что 10% из них дезертировали в пути. Уже не знаю: поймали или нет. На фронт они прибыли аккурат к неудачному – как, впрочем, и все остальные, для нашей армии – Мукденскому сражению, выгружаясь из эшелонов и ежась от непривычных для них февральских ветров чужой земли.

Армию эти мобилизованные не укрепили. Напротив. Ибо на начало кампании в ней было 70%, кадровых войск и только 30% запасных. Ну а к названному сражению соотношение изменилось ровно в обратной пропорции.

Признаться, я не занимался вопросом: каков был среди них процент революционизированных солдат при возвращении домой после заключения Портсмутского мира; все-таки, думаю, сравнительно небольшой. Бородачам не до пропаганды было: дома ждало пошатнувшееся в их отсутствие хозяйство – ждало тех, кто возвращался живым и непокалеченным.

Ну а значительная часть набранной по призыву армии, ее неплохо подготовленных корпусов, оставались всю войну в местах постоянной дисклокации – в западных округах.

Если Вам понравилась статья подписывайтесь на мой канал

Игорь Ходаков

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек