Бывшая супруга потребовала часть наследства, хотя после развода прошло уже 13 лет: разбираем решение суда

По закону наследство в первую очередь полагается супругу, детям и родителям наследодателя. Но в практике встречаются примеры, когда в числе претендентов на наследство оказывался даже бывший супруг — и при этом его претензии суды признавали обоснованными. Приведу один из таких примеров.

В 2021 году скончался мужчина — открылось наследство, за которым к нотариусу обратились двое его детей и супруга. Но вскоре появился еще один неожиданный претендент на имущество покойного: бывшая супруга, с которой он развелся еще в 2008 году.

Она требовала признать свое право на долю в жилом доме с земельным участком и нежилом помещении, которые принадлежали наследодателю. Женщина ссылалась на то, что это имущество было приобретено в то время, когда мужчина состоял с ней в законном браке, на общие средства супругов.

Следовательно, она имеет законное право на половину дома с участком и на долю в коммерческом помещении, поскольку эту недвижимость следует признать совместной собственностью супругов (ст. 34 СК РФ).

Закон действительно предусматривает право пережившего супруга на выделение из наследственной массы своей доли в общем имуществе (ст. 1150 ГК РФ). Но как быть, если на это претендует бывший супруг — и, причем, спустя почти 13 лет после развода?

Нотариус отказался выделять долю бывшей супруге — и этот вопрос вскоре стал предметом судебного разбирательства.

В апелляции и кассации признали, что у бывшей супруги действительно есть право на долю в общем имуществе, но воспользоваться им она уже не может, поскольку к тому времени истек 3-летний срок исковой давности.

По мнению суда, этот срок следует отсчитывать с 2015 года — когда наследодатель заключил брак со второй своей супругой, поскольку после этого у бывшей жены возникла угроза нарушения ее права на долю в совместной собственности.

А по закону срок исковой давности по требованиям о разделе общего имущества супругов составляет 3 года со дня, когда один из бывших супругов узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ, п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998 г. № 15). Поэтому бывшей жене отказали в удовлетворении иска.

Но она не смирилась с этим, а пожаловалась в Верховный суд РФ — и там дело пересмотрели. По мнению высшей инстанции, 3-летний срок исковой давности здесь нужно отсчитывать со дня, когда действительно возникла угроза нарушения права бывшей супруги на ее долю в совместной собственности.

Когда наследодатель вступил в новый брак, такой угрозы не было: материалами дела подтверждалось, что бывшая жена продолжала пользоваться общим имуществом (в т.ч. домом), и этот факт не был опровергнут какими-то иными доказательствами.

А вот когда мужчина скончался, открылось наследство и в его состав вошло в т.ч. имущество, приобретенное им в предыдущем браке, — угроза для первой жены действительно стала реальной, т. к. ее имущество могло перейти к наследникам бывшего мужа.

Поскольку она обратилась в суд сразу после этого, срок исковой давности не был пропущен — следовательно, суды необоснованно отказали в удовлетворении ее иска.

Предыдущие решения отменили и дело направили на новое рассмотрение — теперь с высокой степенью вероятности требование бывшей жены удовлетворят, и она получит свою супружескую долю в наследственной массе (определение ВС РФ № 48-КГ23-3-К7).

Если общая недвижимость оформлена только на одного супруга, второй всегда находится под угрозой попасть в подобную ситуацию и доказывать впоследствии, что он является равноправным собственником этого имущества.

О том, как второй супруг может заранее защитить свои интересы, рассказывается в инструкции для подписчиков моего канала на платформе Boosty.

© Сивакова И. В., 2023 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек