Чингисхан и его сыновья — самые знаменитые монгольские кидалы

Прямо как из ориентировки «Их разыскивает милиция» эти четыре портрета Чингисхана и его троих сыновей Угедэя, Джучи и Чагатая.

Эта четвёрка знатно порезвилась в XIII веке на просторах Азии, Ближнего Востока, Закавказья, Руси и даже частично Восточной Европы.

Разумеется, все мы учили в школе историю, знаем эти имена и общие черты того, чего они добились в своё время. Все-таки, сделать свою отсталую страну животноводов-кочевников самой крупной империей за всю историю человеческой цивилизации — более, чем достойный след.

Но было в их пути на властный Олимп одна очень интересная черта, которую можно заметить, если погрузить в историю завоеваний Чингисхана с его военачальниками. В число которых входили и старшие сыновья — Угедэй, Джучи, Чагатай, Толуй.

Эта черта прослеживается на всём пути: от первых завоеваний и до самого заката империи. И черта эта — кидать тех, с кем о чём-то договариваешься.

В предыдущей публикации я рассказывал, как началась экспансия Чингисхана в Среднюю Азию и порабощение великого государства Хорезм.

Монгольский правитель тогда вовсю воевал на востоке с китайцами и на западе воевать не собирался. И даже заключил экономический союз с хорезмшахом Мухаммедом II. Но только тот подло кинул монголов, захватив его торговый караван, после убив послов, приехавших на стрелку и послав Чингисхана подальше с его требованиями выдать виноватого хана-вассала.

Чингисхан взбесился от такого обмана и вторгся в Хорезм, разгромив огромную страну буквально за полтора года.

Но, как говорят психологи, человека больше всего бесит в других то, чем он грешит сам.

А кидать тех, с кем договариваешься, и у Чингисхана, и у его сыновей и прочих военачальников было — как два пальца об асфальт. Более того, можно даже сказать, что наобещать и потом сделать точно наоборот от обещанного было характерной чертой монголов.

Особенно ярко это проявилось все в том же завоевательном походе на Хорезм. Такое впечатление, что Чингисхан как бы отыгрывался за обидный для себя обман и постоянно обманывал людей хорезмшахов.

Весной 1220 года Чингисхан подошел к Самарканду и пообещал пощадить его жителей, если город сдастся без боя. Несмотря на то, что в городе находился 30-тысячный гарнизон, бывший основой гвардии хорезмшаха Мухаммеда II, представители духовенства решили открыть ворота монголам и пойти на их условия.

Все воины гарнизона были казнены, а в самом Самарканде устроили резню и насилие, как и во всех предыдущих городах, которые оказывали сопротивление.

Циничный подлый обман!

История один в один повторилась почти сразу же в Балхе.

Подойдя к городу, Чингисхан выставил точно такое же условие сдачи города: если ему открывают ворота, он не трогает жителей и не разрушает город.

Ворота открыли без раздумий, в которые тут же ворвались монголы и устроили тотальную peзню на улицах города.

Но Чингисхан обманывал не только жителей сдающихся ему городов.

Так, Мелик-хан, наместник древнего города Мерв, заблаговременно согласился перейти под власть Чингисхана, и получил от него грамоту о неприкосновенности своих земель, владений и людей.

Но эта грамота была почти сразу же нарушена монголами, преследовавшими сбежавшего хорезмхаша Мухаммеда. Они вступили в сражение с горцами, хотя те не препятствовали проходу монгольских войск через свою территорию и не пытались укрывать или помогать хорезмшаху.

Но самый подлый «кидок» учинили монголы, не справившись с сопротивлением аланов на Северном Кавказе.

Ворвавшись на территорию нынешнего Дагестана вдоль Каспийского моря, монголы неожиданно были остановлены объединенными войсками аланов и половцев (их еще называют кипчаками).

Чтобы преодолеть их сопротивление, монголы вступили с половцами в переговоры, убеждая тех, что они «одной крови», поэтому им нужно уйти в свои земли, которые монголы не тронут.

Половецкий хан Котян поверил, и его войска оставили аланов один на один с монголами. Которые их благополучно разбили. А после этого тут же напали на еще даже не успевших отдохнуть после похода половцев, разъехавшихся по своим кочевьям: их армия была раздроблена в этот момент на множество отрядов.

И Котян был вынужден уже сам искать помощи от монголов у русских князей.

Ну и, конечно же, известный обман монголами уже киевских князей во время битвы на Калке.

Те упорно сопротивлялись монголам, укрывшись на высоком берегу реки, и монголы предложили прекратить бой, и если русские сложат оружие, никто их них не будет убит, а князей и воевод отпустят домой за выкуп.

Но … как только киевляне вышли за ворота, часть воинов убили, остальных пленили. Самих же князей задавили досками, которые положили на них, а сверху победители устроили пир…

——————-

Это большой цикл о серии моих путешествий в Монголию.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек