«Театр абсурда»: Как немцы Нормандские острова оккупировали

После подписания перемирия в салон-вагоне маршала Фоша между Германией и Францией, казалось, что мир в Европе — дело ближайшего времени. Гитлер выступил с речью, в которой указывал на то, что цели Рейха в войне достигнуты и недвусмысленно предложил Великобритании почетный мир. Однако, это Чемберлен считал Гитлера джентльменом, с которым можно вести переговоры, Черчилль же был уверен — фюрер это бешеная собака, которую следует пристрелить. Официальный Лондон даже не счел нужным хоть как-то ответить на призыв к миру.

Перед Германией встала проблема: а что делать дальше? Англичане выбиты с континента, но сдаваться или вступать в переговоры не намерены, а со временем их позиции будут только усиливаться. Ситуацию могла спасти высадка немецких войск в Англии, но это было крайне опасно из-за могучего флота метрополии. Было вполне вероятно, что десантные суда вместе с войсками и кораблями охранения окажутся на дне Ла-Манша.

И тогда Гитлер вместе со своими военачальниками решились на половинчатый шаг — оккупацию Нормандских островов. Эта группа островов находится вблизи Нормандии, но принадлежит британской короне. Правда, они не входят ни в состав Великобритании, ни в число заморских колоний, а являются так называемыми коронными владениями, которые управляются представителем британского монарха, обладая при этом внутренним самоуправлением.

Вторжение на Нормандские острова началось в июне 1940 года и прошло почти без проблем. Местные власти решили не сопротивляться, так что оккупационные войска просто высаживались.

Над государственными учреждениями отныне развевались совместно британский и германский флаги, продолжали работать государственные институты, за охрану порядка отвечали знаменитые «Бобби», которые оставались в своей обычной форме, но зарплату получали уже в рейхсмарках. Да и вообще, режим оккупации был крайне мягким.

В состав группы Нормандских островов входит 4 объекта — Джерси, Гернси, Олдерни и Сарк. Первые два острова довольно крупные, оставшиеся — просто относительно небольшие клочки суши.

Но остров Сарк выделялся из числа остальных своим статусом — это было последнее феодальное владение (сейчас это скорее декоративный статус, но до 2008 года его сеньор был практически абсолютным монархом), и его господин был прямым вассалом британского монарха. В 1940 году Сарком управляла дама (это ее официальный титул) Сибил-Мэри-Коллинг-Бомон-Хэтэуэй, которая являлась 21-м полновластным сеньором Сарка.

Владетельница острова, судя по всему, в отваге и мужестве могла дать фору многим старым воякам. Во всяком случае, она жестко встретила высадившихся на ее территории двух немецких офицеров и пятерых солдат, которые объявили даме, что ее владение оккупировано германской армией. Смелая леди заявила, что ни о какой оккупации речи быть не может, поскольку подвластное ей государство Сарк войны Германии пока не объявляло. Аналогичным образом и она, полновластная владелица, никакой ноты об объявлении войны от правительства Третьего Рейха не получала. А затем дама потребовала, чтобы немцы убирались с принадлежащей ей земли.

А после вступил в действие знаменитый германский «орднунг». Германские вояки отчалили несолоно хлебавши, тогда их начальство подало соответствующий запрос в Министерство иностранных дел. В ведомстве Риббентропа подтвердили, что действительно никакой войны с Сарком Германия не ведет. Правда, позднее остров все равно оккупировали.

Но владетельная дама не собиралась полностью подчиняться незваным гостям. Она заявила, что всякие мотоциклы и автомобили на острове запрещены, и немцам пришлось обходиться конной тягой. А еще владеть охотничьими собаками было дозволено исключительно сеньору острова, так немцы остались без привычных овчарок. Именно леди Сибил и приняла капитуляцию немецкого гарнизона на Сарке 10 мая 1945 года, а затем еще неделю управляла пленными до прибытия представителя официальных властей.

Чем все закончилось

Возможно, расчет Гитлера и его товарищей строился на том, что англичане попробуют отбить принадлежащие им территории, но время шло, а десанта все не было. Тем временем гарнизон Нормандских островов продолжал усиливаться, пока не достиг, по некоторым данным, целой дивизии. Эти войска весьма пригодились бы на континенте, когда шли бои за саму Германию, но они продолжали сидеть на островах. «Сидение» закончилось вместе с общей капитуляцией Германии 9 мая 1945 года, когда оккупационные силы сдались на милость победителей.

После этого должны были начаться процессы над коллаборационистами. А разбирать было что. Фактически вместе с оккупацией местные правоохранительные органы перешли на сторону противника. На островах были развернуты 4 лагеря, в которых трудились, в основном советские военнопленные. Местные жители не только не пытались облегчить положение несчастных, но и за деньги доносили на соседей, рискнувших укрыть беглецов.

Всего этого официальные британские власти предпочли «не заметить». Не было ни расследований, ни даже критики в адрес коллаборационистов. Вместо этого представители местной администрации получили благодарности и даже награды от правительства, тем все и закончилось.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек