Шойгу, историческая правда и тяжелая дорога на Мандалай.

Министр обороны России Сергей Шойгу вместе со своим мьянманским коллегой Тин Кунг Саном открыли памятник «Бойцы Мьянмы», посвященный участию Мьянмы (???) во Второй мировой войне, на Аллее союзников на территории музейно-храмового комплекса в Кубинке.

«Более 70 лет назад патриоты-такины в борьбе с оккупационным режимом Японии отстаивали территориальную целостность Бирмы и ее культурное наследие», — сказал Шойгу — «Это особенно важно сейчас, когда усилия России и Мьянмы по развитию сотрудничества наталкиваются на жесткое сопротивление тех, кто возомнил себя вершителями судеб. Отрадно, что на фоне небывалой санкционной кампании коллективного Запада против наших государств, мы продолжаем всецело поддерживать друг друга, действовать в духе стратегического партнерства».

Прекрасно, прекрасно, только никакой «независимой Мьянмы» во время в Второй мировой не было, а была британская Ост-Индия и её колониальное владение под названием Бирма.

Вот о борьбе за Бирму между «старыми» и «новыми» колонизаторами стоит поговорить, чтобы, значит, с историческим наследием ничего не попутать.

Бирма вступила во вторую мировую войну в качестве составной части Британской Индии, и один из лидеров антияпонского сопротивления Китая, и Чан Кайши (тогда, кроме прочего, большой друг Советского Союза) еще в 1941 предупреждал Уинстона Черчилля, что японцы предпримут наступление из Индокитая, чтобы перерезать дорогу на Бирму. Но на тот момент у англичан не было дополнительных сил и ресурсов в этом регионе, и Черчилль переадресовал информацию Рузвельту, вместе с просьбой о помощи, но США ограничили своё добрыми словами и пожеланиями держаться там.

Держаться не вышло, а Чан Кайши оказался пророком.

Японские войска зашли с юга, практически не встречая сопротивления. Уже 15 декабря, через неделю после Пёрл-Харбора, японцы захватили небольшой город и военную базу Виктория-Пойнт на южной оконечности Бирмы. Такая неожиданность привела в замешательство и без того довольно немногочисленные и слабые британские войска в Индии, слабость британских ВВС в этом регионе привела к тому, что японцы совершенно безнаказанно начали бомбить города, сея панику среди местного населения.

Индусы, которых на территории тогдашней Бирмы жило множество, бросая дома, старались бежать в сторону Британской Индии, понимая, что уж туда-то Япония не рискнет зайти. Сотни тысяч беженцев шли на запад через горные перевалы и джунгли. Многие погибли на раскисших от дождей дорогах и тропах, как от японских бомбардировок, так и от болезней и лишений. В покинутых англичанами и индусами городах до самого конца войны орудовали шайки бандитов и мародеров из местного уголовного элемента, так как тюрьмы остались без охраны а все, кто туда попал, вновь познали сладкий вкус свободы и полной безнаказанности.

Короче, британские войска попросту бежали из Бирмы, а в мае 1942 года японцы окончательно захватили всю страну.

Про «патриотов-такинов» никто ничего в то время не слышал… Да были ли они?

После этого на Индийско-Бирманской границе наступило относительное затишье, в основном из-за наличия системы естественных преград — горных хребтов, изрезанных опасными реками в глубоких ущельях. А британские гуркхи в таком рельефе ориентируются и сражаются гораздо лучше японцев.

После того, как фашизму переломили хребет в Европе, вспомнили, наконец, и про Юго-Восточную Азию и закрепившегося там немецкого союзника — Японию, которую было решено «попросить на выход» со всех, ранее занятых территорий.

Тут, конечно, началось описанное Крыловым взаимодействие союзников в духе «когда в товарищах согласья нет» — американцы были готовы сражаться за освобождение Бирмы, но полагали, что основные тяготы должны нести войска Гоминьдана (Китай), Чан Кайши приносить в жертву своих людей не желал, но под разговоры о планах великого наступления получал военную и продовольственную помощь, забрасываемую авиацией.

Кстати, вторжение японских войск в Бирму сопровождалось весьма активной поддержкой местного населения (и даже прямой военной помощью). Правда, познакомившись с японским владычеством поближе, большинство бирманцев осознало как попало, и стало мечтать о возвращении англичан. Японцы откровенно презирали местных и самозабвенно их грабили, собственно, потому и начало формироваться партизанское движение.

Да, в Бирме примерно через год после захвата территории Японией появились партизаны, потому что японское вторжение принесло с собой скорый и фатальный экономический упадок — шустрые индусы бежали, а оставшихся жителей японцы использовали для строительства укрепрайонов. А кушать хочется всегда, и, несмотря на благодатный для сельского хозяйства климат, Бирма в 1943, в самой своей плодородной провинции вдоль реки Иравади, узнала голод. Но партизан было катастрофически мало, и их вооружение и тактика оставляли возможности лишь для незначительных «булавочных уколов».

Объединенное командование союзников готовило планы захвата Мандалая и центральных районов Бирмы с весны 1944 года. В июле была наконец утверждена операция, которая получила название «Капитал», освобождение Рангуна (операция «Дракула») также обеспечивалось, прежде всего, захватом Мандалая, а после этого изгнание японцев из Бирмы представлялось уже вопросом времени, так как командование союзников вполне резонно полагалось на помощь китайской армии (Гоминьдан).

Планирование данных операций осложнялось местными условиями — наличием рисовых полей и участков с заболоченным неустойчивым грунтом, и полное отсутствие мостов, способных выдерживать вес армейского грузовика (не говоря уже о танках).

Основную нагрузку в битве за Бирму несли не «такины», о которых мы узнали только что, но англичане и американцы. Американцы — с воздуха, англичане, в войсках которых кроме собственно «белых» были и индусы, и африканцы — на земле.

Английские войска в той кампании, вне зависимости от национальной принадлежности подразделений, именовались «чиндитами» — в честь ужасно воинственных и грозных бирманских чудовищ.

В свои союзники англичане умудрились заполучить даже гребнистых крокодилов — 19 февраля 1945 года, во время ожесточенной битвы на острове Рамри, английский морской десант заманил подразделение суперподготовленных японских коммандос в мангровые болота, в которых обитало множество гребнистых крокодилов. Англичане не потратили на разгром противника ни одного патрона или снаряда — всё сделали голодные рептилии, и лучший диверсионный полк, состоящий из 1215 отборных опытных солдат, неоднократно крошивший в капусту значительно превосходящие силы противника, отправился в пасти крокодилов. Пишут, что от тысячи с лишним коммандос осталось человек 20, и те попали в английский плен.

В битве за Бирму англичане использовали тактику волновых атак, непрерывно ротируя участников и изматывая этим японские силы, которые просто не выдерживали такого натиска.

Так е весьма убедительно выступала авиация американцев, массированные налеты бомберов «Б-25» разносили японские форты в труху, не оставляя сопротивляющимся никаких шансов.

В британских источниках того времени (да и в последующих) сражение за Мандалай характеризовалось словосочетанием «to stalingrad» — «как в Сталинграде» что, несомненно, характеризовало накал сражения.

«Битва, равная Сталинграду» была закончена 20 марта, когда город Мандалай и окружающий укрепрайон были полностью зачищены.

Потери убитыми и ранеными Британской Индийской армии в решающем сражении за Мандалай превышали 30 тысяч человек. Из 15 тысяч японцев, оборонявших город, было взято в плен немногим больше тысячи. Все остальные погибли за императора.

Роль китайской армии в Бирманской кампании была очень незначительной, несмотря равную с союзниками численность, так как, находясь в верховьях Иравади, китайцы не могли отвлечь на себя значительные силы японцев. Африканцы, сражавшиеся в рядах английских подразделений, сражались самоотверженно, особенно сомалийцы, но тяжело переносили само пребывание в болотах Бирмы.

Основные тяготы освобождения вынесли на себе индийские солдаты, особенно танкисты, а самой главной, практически несгибаемой силой этой кампании стали гуркхи — стойкие, выносливые, расчетливо-отважные.

И опять никаких «патриотов-такинов».

После разгрома японцев у Мандалая, столица страны Рангун пал достаточно быстро — войска индийской 26-й дивизии вошли в него практически без сопротивления 2 мая. С этого момента кампания в Бирме все быстрее шла к своему завершению.
Окончательно Бирма была очищена от японских войск только в июле 1945 года. И вовсе не «такинами».


Там, к востоку от Суэца, злу с добром – цена одна,
Десять заповедей – сказки, и кто жаждет – пьет до дна,
Кличет голос колокольный, и привольно будет мне
Лишь у пагоды старинной, в полудённой стороне
На дороге в Мандалай…

Р. Киплинг «Дорога в Мандалай»

Такины, говорите? …

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек