«Почтовый ящик №8» — репортаж из секретного советского города. О его истории, не знает даже Википедия!

«Почтовый ящик №8». Городок без адреса и названия. В 1947 году среди багряных отрогов Кюнгей Ала-Тоо нашли залежи урановой руды — одно из первых месторождений, пригодных для советской ядерной программы.

Добыча остановлена, спецкомбинат лежит в руинах, нет даже страны, спешно готовящей ответ «американским атомным бомбам», а информации о поселке Каджи-Сай в открытых источниках как не было, так и нет. Даже в пресловутой Википедии о нём написана всего пара строчек и конечно же, нет ни слова о урановом месторождении и секретном предприятии…

Ландшафты вокруг бывшего закрытого посёлка — неземные. Ультрамарин небесного свода подпирает синева Иссык-Куля и красноватые, словно склоны марса, горы. В иных случаях, место стало бы магнитом для туристов, вот только радиоактивное прошлое, всё ещё «отравляет» будущее.

Урановую руду здесь добывали до середины 60-х годов и хотя содержание металла было крайне низким, построенный в Каджи-Сае комбинат успел оставить наследство, в виде хвостохранилища радиоактивных отходов.

На фотографии ниже вы можете видеть огороженную территорию — это и есть злополучное постиндустриальное наследство посёлка.

Далее, развалины ГОК-а и экспериментального электротехнического завода. О продукции последнего, до сих пор ничего неизвестно кроме того, что он работал на оборонную промышленность СССР и выпускал штучную и мелкосерийную опытную продукцию.

После того, как добыча урана прекратилась, посёлок переориентировали на добычу бурого угля. Разведочные штольни, что натыкались на фонящие пласты угля консервировались, но и «чистых» залежей хватало, чтобы покрыть 2/3 потребности угля в регионе. К сожалению, мне так и не удалось найти вход в крупнейшую шахту «Центральная», хотя местные жители рассказывали о том, что спустится туда всё ещё возможно…

Пик развития города пришелся на 70-е годы прошлого века. Тогда, здесь жило больше 7 тысяч человек. Сейчас, население посёлка вдвое меньше.

С закрытием угольных шахт, единственным крупным работодателем остался вышеупомянутый завод, но с распадом СССР закрылся и он.

Теперь, промышленный кластер посёлка представлен только руинами и небольшим щебеночным заводом. Постапокалиптическое зрелище.

—-

Сам городок состоит из массивного частного сектора и квартала многоквартирных, многоэтажных жилых домов.

И хотя в Каджи-Сае много заброшенных домов и муниципальных строений, здесь всё ещё функционирует средняя школа им. А.С. Пушкина, музыкальная школа, библиотека, больница, аптеки, почта, спортивный зал «Эдельвейс», мечеть, дом молитвы, магазины, кафе и и несколько гостевых домов. Жители посёлка наотрез отказываются считать его умирающим, хотя и отмечают, что сейчас он переживает не лучшие времена.

Толчком к развитию города мог бы стать туризм, но южный берег озера Иссык-Куль и так сильно отстаёт по инфраструктуре от северного… Да и радиоактивное прошлое посёлка, по прежнему отпугивает туристов и крупных инвесторов.

Хотя радиационный фон в посёлке и окрестностях нормальный, никто не хочет рисковать тем более, что на побережье полно других местечек, без уранового анамнеза.

На этом, наш репортаж закончен. Ваше мнения, дополнения и возможно интересные факты о данном местечке пишите в комментариях. Заранее спасибо!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек