Почему в Новой Зеландии так пусто и безлюдно?

Многие регионы мира страдают от перенаселения: это и африканские государства, и многие европейские, а уж если взглянуть на Индию и Пакистан, Бангладеш и Китай, то вообще диву даёшься.

В то же время на Земле полно уголков, где человека днём с огнём не сыщешь: например, приполярные районы Сибири, Канада, пустоши Австралии или просторные поля южной Патагонии. Всё эти регионы связывает одно: неблагоприятный для человека климат, жить тут не сахар.

Однако есть среди нелюдимых и пустынных мест одно местечко, где есть всё, что нужно для счастливой и благополучной жизни — зелень гор и простор лугов, великолепные водоёмы и разнообразная флора и фауна.

Речь о Новой Зеландии — месте, где причудливые обряды воинственных и гордых маори смешались с мифическими образами экранизации «Властелина Колец» и «Хоббита». На двух больших островах площадью более 260 000 кв. км. живут скромные пять с небольшим миллионов человек. Много это или мало?

Для сравнения: остров Великобритания, имеющий даже чуть меньшую площадь, расположенный в значительно менее благоприятных на первый взгляд условиях, населён почти 70 миллионами человек.

Так почему же на этих райских островах живёт так мало людей? Попробуем разобраться.

Немного статистики и официоза

Новая Зеландия занимает 120 место в мире по населению и располагается 45 строчками выше по площади земной поверхности — на 75 месте. При этом плотность заселения остров в среднем не превышает 20 человек на «квадрат».

Два крупнейших острова, составляющих в совокупности страну, Северный и Южный, заселены очень неравномерно: на первом живут 78%, на втором, даже большем по размеру — всего 22%.

Для сравнения, на Яве — а это немногим больше 130 000 кв. км. — живут 150 миллионов человек, и это не предел.

Климатические условия на обоих островах довольно сносные благодаря влиянию тёплого Тихого океана; в отличие от располагающейся в 2000 км Австралии здесь не бывает засухи и нет пустынных равнин, зимы мягкие, и ведущие тут сельское хозяйство фермеры успевают собрать по 2-3 урожая. Воды вдоволь.

Но почему же тут так пусто? В сущности, что такое пять миллионов человек? Население Краснодарского края, Словакии или даже одного скромного по площади города Санкт-Петербург.

Начнём, пожалуй, с неравномерного заселения островов. Как мы уже знаем, львиная доля новозеландцев живут в настоящий момент на меньшем по территории Северного острова (он так и называется — первооткрыватели не стали сильно заморачиваться с названием).

А на самом острове 37% всех жителей страны и 51% островитян предпочитают селиться в окрестностях Окленда, крупнейшего в стране города.

Он очень удобно расположен, представляет собой крупный океанский порт и может похвастать очень комфортным климатом. Второй, Южный остров, заселён куда меньше, плотность населения не превышает 5-6 человек на кв. километр, а больше половины земель совершенно лишены населения.

И это неудивительно: в основном рельеф тут гористый, много спящих вулканов, тысячи гейзеров и вулканических озёр (остров располагается как раз на стыке двух литосферных плит).

Горы не дают влажным ветрам с запада достичь равнин на востоке, что негативно сказывается на перспективах ведения тут сельского хозяйства. Короткое оживление и период интенсивного развития тут пришёлся на вторую половину XIX столетия, когда на Южном острове нашли золотоносные жилы.

Но после того, как они иссякли, люди стали перебираться на Северный остров и переквалифицировались в фермеры-овцеводы (те, кто читал «Поющие в терновнике», об этом наверняка много знают).

Однако главная причина слабой заселённости новозеландского государства кроется в географической удалённости: она серьёзно осложняла заселение страны в период интенсивной колонизации Британией своих заморских владений.

И сегодня добраться сюда весьма непросто. Даже до расположенной рядом Австралии 2000 км, в парусную эпоху — недели пути. А про европейский континент и даже традиционный Новый Свет и говорить нечего — буквально другой конец географии.

Тот факт, что в Окленде расположен морской порт, связан скорее с необходимостью завоза извне. Это верно сейчас, верно было и полтора столетия назад: транзитные маршруты проходят далеко севернее, а основные рынки сбыта готовой продукции, будь то шерсть или продукция горнорудной отрасли, находятся на расстоянии тысяч километров — в Европе, Юго-Восточной Азии и Америке.

История: туда и обратно

При этом даже чисто исторически первичное заселение новозеландских островов отважными полинезийскими мореходами по историческим меркам произошло поздно, в XIII столетии — как раз когда в Европе бушевала Столетняя война, в Азии распадались и создавались царства Индии и Китая, а на Руси княжеские дружины противостояли монголам, пылали города, рушились традиционные уклады.

Коренные жители, маори, попросту не успели вырасти в количественном измерении. Как раз когда это должно было по всем меркам произойти, на острова приплыли англичане, а с ними войны, кровосмесительные браки, многие доселе незнакомые болезни.

Затем произошёл привычный Европе и её переселенческим колониям демографический переход: люди стали рожать меньше и позже, власти ввели квоты на мигрантов, тормозящие переселенческую политику, а коренное (ну, или хотя бы укоренившееся) население живёт дольше и качественнее.

Дополнительным сдерживающим рост населения фактором следует считать правительственные стратегии экономического развития — в стране предпочитают развивать экспортно-ориентированное животноводство, не распахивая поля и не развивая современную промышленность.

Поэтому лишь 2% местных земель используются для ведения земледельческого сельского хозяйства. Зато крупного рогатого скота и овец тут в разы больше, чем людей: весь Северный остров представляет собой одну колоссальных размеров ферму, а для животноводства большое население и не нужно.

Не то чтобы новозеландцы не хотели заниматься машиностроением, металлообработкой или электронной промышленностью, но огромные транспортные издержки делают эту мечту несбыточной, а без промышленности нечего и думать о количественном росте населения крупных городов.

По этим причинам Новой Зеландии в среднесрочной перспективе не светит стать ни индустриальным центром, ни густонаселённым регионом на карте земного шара: к этому нет ни демографических, ни социальных, ни экономических предпосылок.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:
4 невероятно древних государства, о которых мало кто слышал

16 фактов о Лихтенштейне: нет своей валюты, нет языка, зато много денег

5 навыков первобытных предков, которые начисто утратили современные люди

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек