Фирс нарисовал несколько картин, взяв за основу свой первый сюжет. Оригинал вызвал много отзывов. Он ярко выразил драматизм раскрытый живописцем на полотне. Про несчастную женскую долю в 19 веке написано немало. Особенно заметно это проявлялось в неравных браках. Смог ли живописец реализовать свою идею в изображении обреченной невесты?

Родители не так заботились о счастье своих дочерей, сколько чтобы брак по расчету принес хорошую выгоду и сделал их жизнь счастливой. Когда супруги начинали жить, они не испытывали затруднений с деньгами, но счастья в семейной жизни не было. Брак с богатым, но нелюбимым мужем превращался в муку. Невесты были несчастны в таких сделках, но пойти против воли родителей не могли.

Живописец родился в декабре 1836г. Обучался в Петербурге. Его шедевры отличаются выразительным изображением быта. Сюжеты для них он брал из жизни дворян и купцов. Такие полотна отличались своим драматичным содержанием. Например, сюжеты о поминках купца и благословление родителей на брак.

Он заслужил славу мастера обыденности и уникального живописца семейных сцен. Создавал картины, которые выявляли острые социальные проблемы. Их назвали достижениями русского искусства. Помимо этого он создавал также мозаичные панно, которые отличались своей красотой. Художник создавал и отдельные портреты из жизни. Журавлев выдающийся представитель живописи 19 века. Герои его полотен— люди из купеческого и дворянского сословия. Это герои из мира драматурга А.Н.Островского. В них мы узнаем хитрых и коварных свах, бездушных кредиторов, а также купцов на поминках.

Картина «Перед венцом» написана в 1874г. Написанный эпизод — это трогательная драма невесты, которую отец благословляет перед свадьбой.

Первый вариант картины.

Перед нами большая чистая комната, в которой находится семь человек. В глаза бросается наличие большого количества икон. Это признак набожности семьи. Наличие бороды у мужчин говорит о принадлежности к купеческому сословию.

Невеста в подвенечном платье, закрыв лицо руками, плачет. Она сидит на коленях на небольшом коврике. Рядом с ней стоит пожилой отец и держит в правой руке икону. Взгляд у него удрученный и печальный. Немного позади него стоит женщина, вероятно мать невесты с хлебом и солью в руках.

«Перед венцом»: любовь или деньги?

Второй вариант картины несколько упрощен.

Там только отец и дочь на переднем плане. Из-за двери чуть приоткрыв ее, выглядывает мать невесты. Были и другие названия. «Благословение невесты» и «Брак по приказу». Чуть позже вышла «После венчания». Там изображен более богатый дом и дворянин, на шее которого висит крест.

«Перед венцом»: любовь или деньги?

История несчастных суженных

В 19 веке часто замуж выходили не по любви. Представления о ценностях семьи не всегда совпадали с православной этикой. Хотя брак и считали важным, все равно соблюдали определенные условия, чтобы оправдать ожидания. Супруг должен быть честным, обеспеченным, и пользоваться хорошей репутацией. Почему картина выглядит такой реалистичной? В русской истории много примеров, когда женихами невест становились меркантильные старики или некрасивые, но имеющие вес в обществе мужчины.

Молодых должны были благословить родители. Они становились перед ними на колени. Им необходимо было сначала поцеловать икону и только потом руки отца и матери. Но почему мы видим на картине трагедию невесты? Жених на картине не дурен собой и не слишком стар. Скорей всего невеста любит другого человека, а жених и его родственники об этом не знают.

«Перед венцом»: любовь или деньги?

Вероятно, отец и мать невесты знали, что сердце дочери принадлежит другому мужчине, но решили умолчать об этом. Таким образом, они могли решить материальные проблемы в семье и выгодно отдать дочь за богатого купца. Исторические факты часто подтверждали, что брак без взаимной любви больше похож на сделку. Такие браки в дальнейшей жизни часто давали трещину. В семьях происходили раздоры и скандалы.

С 1772г. на приходских священников наложили обязанность по регистрации браков. А в 1775г заключить брак официально возможно было только в церкви. Без благословения молодые не могли жениться.

«Перед венцом»: любовь или деньги?

Классика жанра

Художник не изменял своему любимому жанру. Многие его работы изображали людей попавших в беду. Например, сюжет с умирающим отцом был судьбоносным и представлял большой интерес. Художник посвятил его бедной жизни творческого человека. Его картины рассказывали про судьбы вдов и их детей, а также раскрывали тему неравного брака.

Почему живописец часто использовал излюбленные темы писателя А.Н. Островского? Для драматурга важно было показать характеры в семейных отношениях. Как находили общий язык со свекровью, тещей, золовкой. Эти темы были актуальны всегда и находили своих приверженцев. Писатель рассказывал в своих драмах о быте и жизни купцов. Он показывал полную власть главы семьи и рабское подчинение супруги, которая не могла отстаивать свои права.

Ф.С. Журавлев являлся академиком художеств. Участник Парижской выставки 1889г. Для него эти темы представляли большой интерес. И он мастерски выражал драматические сюжеты при помощи кисти на холсте.

В русском обществе 19 века — женщина существо бесправное и забитое. Она потеряла не только свою женственность, но и способность любить. И это он воплотил в своем полотне, где нарисовал, как меняют счастье невесты на деньги. Он скончался в 1901г. Его жена подарила Саратовскому художественному музею несколько его произведений.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world) и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Вам может понравиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.