Каких животных держали русские цари?

Правители всех эпох и всех стран мира очень любили животных. Иногда кажется, что относились они к живности намного более лояльно и трепетно, чем к людям… Не стали исключением русские князья с царями, которые охотно заводили себе целые экзотические зоопарки для потехи. Как вам, например, гепард при дворе Юрия Долгорукого? Или огромная толпа левреток рядом с Екатериной II? Приглашаем вас на краткий экскурс по зверинцам русских правителей!

До Ивана Грозного

Да, вы совершенно правы, речь там пойдет не о царях, как сказано в заголовке, а о князьях, уж простите пожалуйста 🙂 Насчет зверинцев Ярослава Мудрого, Владимира Святославича, Мономаха и прочих известно крайне мало, с уверенностью можно сказать только то, что у них у каждого было по нескольку отличных коней, а также множество кошек, исполнявших не только «декоративные» функции, но вполне практические – отлавливали крыс и мышей. А вот Юрий Долгорукий отличился – согласно Ипатьевской летописи за 1147 г. (кстати, год основания Москвы, если кто не в курсе), он получил в подарок от новгородского князя Святослава Ольговича… гепарда, если говорить языком того времени, «пардуса». Правда, как он попал к дарителю история умалчивает, что не отменяет факта пребывания экзотической зверины у Долгорукого.

Другая излюбленная зверушка князей – соколы, они же кречеты. Упоминаются они с конца XII века (речь идет о «Слове о полку Игореве»), и в той или иной форме их присутствие в придворных зверинцах прослеживается аж до поздних Романовых. Впрочем, это вполне объяснимо – соколиная охота была чуть ли не любимой забавой не только русских, но и иностранных правителей, это и интересно, и престижно, и модно, следовательно, любой уважающий себя князь или царь просто обязан был иметь у себя хотя бы с десяток соколов. Теперь капля дегтя – содержание кречетов выливалось в копеечку, и аристократические забавы иной раз наносили серьезный удар по бюджету. Разумеется, правители об этом не думали!

Иван Грозный стал первым правителем, который завел себе настоящий зоопарк, во всяком случае, подтвержденный. В коллекции царя было несколько медведей, львы, доставленные в качестве подарка из Англии, соколы, гепарды, возможно слон и пара жирафов (это вызывает сомнения, хотя опровергнуть нереально). А еще у Грозного были павлины, правда использовал он их по большей части в… гастрономических целях.

Первые Романовы

Михаил Федорович большим любителем экзотической живности не был, если не считать великосветской привычки кушать павлинов и прочую диковинную птицу, но страстно любил лошадей, а также не брезговал разведением соколов для охоты. Особенно любил он ахалтекинскую породу лошадей, которую в России того времени называли аргамаками. Количество их при царском дворе достоверно не известно, но только в 1625 году он получил в подарок от разных восточных правителей как минимум 29 лошадей этой породы.

А вот сын его Алексей Михайлович был большим любителем живности, держал при себе всякую экзотику вроде львов и гепардов, павлинов первым из русских царей плавно исключил из рациона, сделав из них декоративных птиц, но особую страсть питал к соколам, так как был фанатичным поклонником соколиной охоты. Кроме того, держал приличное количество собак для тех же охотничьих целей, но ценил их не так высоко, как своих пернатых друзей. Для понимания – должность сокольничего при Алексее Михайловиче была одна из самых престижных при дворе, в собственности у царя было порядка 3 тысяч птиц, на содержание которых расходовалось в разные годы от 3% до 15% государственного бюджета, и, что самое примечательное, каждого из своих кречетов правитель знал по имени!

Российская Империя

С приходом к власти Петра I мода на экзотических зверушек среди знати начала потихоньку сходить на нет, охотничьи забавы тоже немного изменились, соколы не то чтобы остались забытыми, но такой роли уже не играли. Зато пришла другая тенденция – держать при дворе большое количество скакунов разных пород и дикое число мелких собачек.

Моду эту завезли из Западной Европы, и к концу XVIII столетия «друзья человека» буквально заполонили Санкт-Петербург и Москву. Например, сама Екатерина II держала при себе несколько десятков левреток (кстати, в то время они были немного крупнее, чем сейчас), и в переписке с друзьями отзывалась о них, словно о собственных детях – с нежностью и нескрываемым умилением.

Интересно, что собачки для великосветских дам играли роль «ловушки для блох». Если проще, то блохи перепрыгивали с роскошных шевелюр знатных женщин на собачью шерсть, а заодно глушили неприятные запахи.

В течение XIX века ничего интересного в плане живности при дворе не происходило. Популярными по-прежнему оставались:

  • собаки;
  • кошки;
  • лошади.

А вот последний русский император Николай II отличился – завел в Санкт-Петербурге парочку слонов, которые развлекали его самого и членов царской семьи незамысловатыми трюками. К сожалению, судьба хоботастых питомцев царя после революции не известна, но, думается, большевики нашли им новый комфортный дом!

Все статьи по теме: #woh_это интересно

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек