Самарские краеведы и историки, неравнодушно относящиеся к советскому наследию, с лёгкой руки называют ДК на площади Кирова культурным сердцем Безымянки — района с причудливым названием и сложной судьбой, который предназначался в первую очередь для расселения трудящихся близлежащих промышленных предприятий.
Жилая застройка Безымянки сама по себе является живым, хотя и неуклонно увядающим, памятником эпохе сталинского ампира, поэтому главный Дом культуры, как никто другой должен соответствовать этому высокому статусу.
Разработка проекта Дворца началась в 1950 году, когда вышло соответствующее постановление Совета Министров о разрешении строительства. Главным заказчиком являлся Завод № 1 — предприятие ракетно-космического комплекса, современное название — РКЦ «Прогресс», что подчёркнуто соответствующим оформлением интерьера.
Интересный факт: ДК носит имя Виктора Яковлевича Литвинова, дважды Героя Социалистического Труда, внесшего большой вклад в становление авиационной промышленности в стране, но из-за памятника и площади имени всесоюзного старосты, многим горожанам он больше известен как ДК Кирова / ДК на площади Кирова.
Строительство пришлось ровно на начало хрущёвского периода устранения архитектурных излишеств, поэтому Дворцу культуры выпала нелёгкая доля: от множества декоративных элементов пришлось отказаться. За основу был взят уже построенный ДК металлургического завода в Нижнем Тагиле.
В самом начале работ в 1955 году, когда высота здания едва превышала фундамент, благодаря только что вышедшему закону проект пришлось отправить на доработку, по результатам которой площадь была уменьшена на треть, а форма изменена с квадратной на П-образную.
Вот, что писали тогда газеты. Я не просто так назвал ДК подарком для трудящихся. По тем временам, это было действительно шикарное и полезное во всех отношениях общественное пространство.
В этот период Дворец культуры чуть было не лишился шикарного портика с десятью колоннами, который по решению художественного совета всё-таки был пристроен, хотя и потребовал для этого дополнительных расходов. В 1967 году перед главным входом был установлен памятник Сергею Кирову.
Интересно, будут ли сохранены подобные аутентичные детали, например, это оригинальное табло продажи билетов?
Несмотря на то, что разговоры о плановой реконструкции велись ещё с 2012 года, финансирование работ утвердили только в 2018 году — тогда и начали «выселять» многочисленные творческие кружки.
Главным толчком для окончательного закрытия аварийного здания стало печальное событие — с фасада упала мраморная плита, не обошлось без пострадавших.
В современной постсоветской истории внутри дворца было множество детских секций, также учили танцам и актёрскому мастерству.
В левом крыле имелся большой спортивный зал, а в правом главный театральный зал на 1000 мест и кинозал на 650. На третьем этаже в центральной части расположился конференц-зал на 420 мест, украшенный красивой мозаикой с Вождём мирового пролетариата.
Я застал почти все стадии реконструкции начиная от закрытия последнего драмкружка, заканчивая строительством лесов в главном зале.
Охраняется помпезный Дворец «по-советски», следуя всем традициям бабушек у подъездов, договорится с которыми о проведении фотосъемки получилось лишь раз. В один из визитов даже удалось застать на рабочем месте директора, но разговор закончился хлопнувшей дверью его кабинета прямо перед моим носом.
Свободное посещение с краеведческими целями стало доступно примерно через полгода после закрытия. Начались активные строительные работы и за проходящими туда-сюда людьми через чёрный ход перестали следить даже бдительные вахтёры.
Внутри стало очень много открытых дверей, которые позволили беспрепятственно посетить практически все уголки. Закончить реставрацию планировалось до конца 2021 года, но не успели.
Вот так подарок. Что скажите? Надеюсь, после реконструкции ДК не растеряет своей красоты, а то примеров карательной реконструкции мы видели уже много…