Читаем «Любовь и голуби» (1981). Дядя Митя гулял от Шуры. Почему старшая дочка сбежала от мужа

— Вот ведь она… Че делает…

— Кто?

— Любовь, кто! В писят лет… ёшкин кот.

Продолжаем читать пьесу 1981 г. Владимира Гуркина (он также написал и сценарий), по которой снят фильм.

Предыдущие наши заметки:

Читаем исходник "Любовь и голуби" (1981), по которому снят фильм. Находим интересноеКИНО TALK12 октябряЧитаем исходник "Любовь и голуби" (1981). Чего не хватает в фильмеКИНО TALK17 октября

Итак, мы остановились на моменте, когда Василий ушёл от Раисы Захаровны.

***

Надя после ухода мужа страдает, но семья и соседи поддерживают. Забавно, что в диалогах фигурируют Ангара, Иркутск.

***

Есть и разговоры, немного проливающие свет на жизнь старшей дочки Люды. Оказывается, сбежала от мужа в Иркутске:

Надя. Ниче, ниче. Мать дура, мать плохая, а как в Иркутске прижало хвост – куда прилетела? А-а. Ниче не надо стало: и муж не нужен, и город не нужен…

Люда. Спасибо, мама. (Сквозь слезы.) Могла бы сразу сказать… Сижу, не работаю, глаза измозолила… Кому понравится?.. Пожила, отдохнула, хватит.

Люда. Ну, я тоже не деревянная. Как жить, ничего не знаю. Я от мужа убежала, здесь отец в бегах. Да, да. Полгода пожила, в синяках находилась… Ну его, думаю, к черту, поеду домой. Отец у меня золото, мама поймет все, а они видите, что устроили. Скучно им стало жить. Вроде всё…

Конечно, никакая это не комедия, а чистая драма: слёз много:

Все три плачут. Умильно подвывает баба Шура. Пауза.

Митя. Однако, счас потоп будет.

Шура (кричит). А ты из меня скоко крови выпил?! Мало, думаешь? Я ж дни спокойные на пальцах могу показать.

Митя. Ладно, не прыгай. Я тебя не бросал.

Шура. А к Доре Усвятской кто через огород шастал?!

Митя. Говорил же, огурчиков набрать.

Шура. Не пронесло тебя, оглоеда, с огурчиков тех! А на Машку Зыкову не заглядывался? Скажешь, нет?

Надя (заталкивая чемодан под кровать). Все вы на одну колодку, дядь Митя.

***

Василий при параде пытается вернуться домой, но дело оканчивается скандалом и потасовкой с сыном. В произведении эта сцена более острая и расширенная, нежели, чем в кино.

И заканчивается эта сцена не так, как в фильме. Надя, как мудрая и всё же любящая женщина посылает вслед Василия тётю Шуру:

Надя. Теть Шура, иди к ему. К Василию.

Шура. А че?

Надя. У парома… у старого… Подожду его.

Шура. Как так? (Догадавшись.) И-и! Ты видала, какой он? Белый, потом пятнами пошел… Он же тоже переживает. Наказал себя – лучше не надо. А когда? Когда ждать-то его будешь?

Надя. На послезавтра, скажи. После работы.

Надя долго сидит одна. Встала. Улыбнулась. Тихой дробью прошла по двору. Замерла. Выглянула Люда, посмотрела на мать и вновь ушла в дом. Вернулась Шура.

Шура (запыхавшись). На-дя! Поймала его. Стоит, губы трясутся. Когда сказала ему, закивал, закивал головой, закивал, но молчит. У старого парома, как ты сказала, так и ждать будет.

В этот момент на эмоциях Надя уже как бы меняет решение, говорит, что не пойдёт на встречу. Просходит ссора с Шурой.

***

Разговор и примирение Нади с Васей, живущим в общежитии, также более насыщенные:

Вася. Я че с голубями-то вошкался, знаешь? (Поучая.) А-а.

Надя. Желта вода в голову ударила, вот и вошкался.

Вася. Ну че ты говоришь?

Надя. Стыдобушка. Все мужики как мужики, а ты с пацанами связался и давай: фьить да фьить! Людям в глаза смотреть совестно.

Вася. Ага, в карты лучше штаны протирать… Шубы эти, костюмы, ешкин кот…

Надя. Я про карты ниче и не говорю. Те после работы как очумелые в шесят шесть хлещутся, ты по крышам прыгаешь… Кака разница? Что то – зараза, что то – зараза… Никакого интереса.

Надя. Значит, ты много понимаешь: ум из ушей лезет – девать некуда. Иди к курортной своей да и учи ее.

"Молодые" долгое время, до осени, украдкой встречаются. Но, видимо, все вокруг всё видят и понимают.

Надя. Ой, че вспомнила! Позавчерась тетя Шура зашла! И как ни в чем не бывало. Надя – то, Надя – се. На меня зырк, зырк и улыбается. Я говорю: «Вы че, теть Шура?». А она: «Ниче. Тебе весело, и мне весело». Может, узнала, что мы с тобой встречаемся?

Вася. Может, по лицу твоему поняла?

Надя. А как? Я уж на людях хмурюсь стараюсь.

Вася. Старайся не старайся – глаза-то не замажешь. Вон как светятся, аж слепят.

И Вася и Надя внутренне меняются, появляются совсем иные мысли и разговоры:

***

50-летняя Надя оказывается уж 2 месяца как беременна:

Далее идут несколько сцен постепенного возвращения Василия домой. Он прячется от сына. Но Лёнька всё прекрасно давно знает:

Далее тема меняется на проводы Лёньки. А Василий, получается, полностью воссоединяется с семьёй.

Заканчивается пьеса тем, что на проводах Лёни в армию, все герои хмельные стоят на крыше стайки, запускают голубей.

Драматическая пьеса глубже и душевнее фильма, где уклон больше в несерьезность, комедию. В исходнике и правда много и о любви и о голубях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек