5 ситуаций, в которых осуждали и даже презирали советскую женщину

Сегодня никого не удивишь самостоятельной и независимой женщиной, которая живёт так, как считает нужным, и не оглядывается на стереотипы становящегося всё более консервативным общества.

Но ещё совсем недавно, во вроде бы прогрессивном Советском Союзе, где так гордились тем, что первыми дали женщине гражданские и политические права, человек (в особенности если он представитель женского пола) должен был жить в соответствии с жёсткими правилами, установленными обществом и его руководящим приводным ремнём — партией.

Ослушников ждало в лучшем случае социальное порицание (что само по себе немало, ведь шепотки и осуждающие взоры соседей в обществе, жившем слухами и неформальными практиками, вещь достаточно неприятная), а в худшем — обратная связь в виде выговоров и товарищеских судов.

Взглянем на несколько ситуаций или поступков, что сегодня воспринимаются совершенно нормально или кажутся рядовым событием — но для советской женщины были совершенно недопустимыми и ложились пятном на репутацию.

Гражданские браки

Несмотря на то, что Советский Союз одним из первых в Восточной Европе поставил гражданские институты превыше церковных в вопросах регистрации браков, сделать следующий шаг что-то помешало. И сожительство вне брака, по мнению большинства советских граждан, было не очень допустимо.

Вернее, как? С тем, что мужчина содержит любовницу, общество походя мирилось, делая скидку на полигамию. А вот если в чём-то подобном уличали представительниц слабого пола…

Декларировалось, что семья — это один из наиболее важных институтов общества, поэтому сожительство до брака (или вместо него) осуждалось. Когда в частном порядке, в формате слухов, а когда и более формально: когда шепотки о факте сожительства с мужчиной без предварительного окольцевания и проштамповки паспортов доходили до работы, простыми пакостями, высказанными соседями за спиной, уже было не обойтись.

В лучшем случае мог последовать разбор на месткоме, товарищеский суд, в худшем — исключение из КПСС, что автоматически ставило крест на любой, даже самой перспективной, карьере.

Забота о внешнем виде

Простой опрятности и минимальных гигиенических навыков, по мнению Минздрава и влиятельных корифеев-гигиенистов, правивших умами советских женщин и пытавшихся сделать то же самое с их телами, было достаточно.

Любые попытки приукрасить себя при помощи косметических средств порицались как свидетельство поверхностного характера и глупости. Очень долгое время самое большее, на что могли рассчитывать девушки в плане косметики, были помады и тушь, редко-редко — румяна, чаще импортного производства.

Об уходовой косметике, всевозможных кремах, масках, патчах и тому подобных экзотических вещах речи в принципе не было. Хотя в культовой книге «500 полезных советов», выдержавшей 19 изданий совокупным тиражом в 17 миллионов экземпляров, было помещено несколько рецептов, включающих огурцы, сметану, травяные настои и другие простейшие составы, призванные помочь справиться с мимическими морщинками, пигментацией — или помочь, если кожа обгорела на солнце.

Остаться старой девой

Сейчас в моде поздние браки: девушки сначала учатся, пробуют найти свой карьерный путь, живут для себя. В СССР ситуация была другой: тогда считалось, что замуж нужно выходить как можно раньше, чтобы создать новую ячейку общества и заняться «воспроизводством советских граждан».

После 25 лет шансы на вступление в брак с каждым годом падали в геометрической прогрессии. Несмотря на рост продолжительности жизни, в умах людей по-прежнему было укоренено представление: после 25 лет женщина уже вряд годится для брака.

Их, впрочем, не осуждали, скорее жалели и пытались помочь по партийной и комсомольской линии.

Другое дело, если человек был силён духом и предпочитал вместо вступления в узы брака строить карьеру, добиваться высоких постов, делать научные открытия. Подобное поведение уже порицалось и, по сути, беспощадно критиковалось, так как, несмотря на декларируемое равноправие, никто и никогда не подвергал сомнению истинную роль женщины в советском обществе.

Развод

Не вступать в брак было плохо, но разводиться — и того хуже. При этом все понимали, что жить в семье — дело непростое, поэтому на женщину возлагалась неформальная и неинституционализированная роль хранительницы семейного очага.

Если женщина посягала на этот очаг и осмеливалась подать на развод, на неё обрушивалась волна народного гнева и общественного порицания.

При этом причины не играли совершенно никакой роли: даже если супруг пропивал всё, не приносил домой ни копейки и бил жену и детей смертным боем, за него нужно было держаться до последнего.

Зарезать мужа, защищаясь от пьяных нападок, считалось меньшим грехом, чем развестись с ним и тем самым разрушить ту самую базовую ячейку социалистического общества — семью.

Разведенные женщины были людьми второго сорта, а детей считали «прицепом» и относились как к внебрачным (при этом практика была не институционализирована, в законодательстве в принципе отсутствовало понятие внебрачных детей и тем незаконнорожденных).

Неумение вести хозяйство

Одной из важных ролей советских женщин было обеспечение быта. Даже если жена работала, а муж сидел дома по тем или иным причинам, общество ждало, что именно женщина будет готовить, убираться, стирать и воспитывать детей. Комментарии тут излишни, думаем.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:
4 невероятно древних государства, о которых мало кто слышал

16 фактов о Лихтенштейне: нет своей валюты, нет языка, зато много денег

5 навыков первобытных предков, которые начисто утратили современные люди

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек