Теория устойчивости экономики от Дениса Избрехта

Экономическая работа Дениса Избрехта, выполненная в 2006 году, стала провидческой.

Вопросы конкуренции, экономического регулирования и господдержки ключевых отраслей становятся особенно актуальны во время экономических кризисов. Власть начинает спасать те отрасли, от которых зависит целый ряд смежных производств. Каждый раз (так было и в 2008 году, так есть и сейчас) начинаются разговоры о госрегулировании, о введении элементов плановой экономики и т.д.

Падение индексов во времена экономических кризисов

Рассмотрим графики изменения биржевых показателей во время основных мировых экономических кризисов.

Великая Депрессия

1987 г — «черный понедельник». Глобальная коррекция на 35%, падение с уровня 337 на 216. Длительность — 1 месяц. Еще больше упал рынок (на 50%, с уровня 122 до 60) в 1970 году, тогда кризис продолжался 20 месяцев.

В 1981 году – очередное падение индексов, но уже меньше, на 28% (со 142 пунктов до 102). Кризис также продолжился примерно 20 месяцев.

Следующие серьезные падения рынков были зафиксированы в 2001 году (на 50%) и в 2008-2009 гг (падение на 57%). Как мы видим, бизнес-цикл сократился всего до 5 лет.

Как показывает аналитика нынешнего кризиса, падение рынков уже составило более 30% (за 2 месяца), и это –далеко не предел, учитывая общее состояние мировой экономики и негативное воздействие режима всеобщей изоляции.

«Мы до сих пор не достигли дна в промышленности — помимо временной остановки производств в ближайшие недели будет резко падать и спрос со стороны как бизнеса, так и потребителей, что приведет к сокращению заказов и у тех предприятий, которые продолжают работать. Исключения составляют пищевая промышленность и фармацевтика, но в других секторах простой может быть таким, каким его давно не видели»,— отметил главный экономист IHS Markit Крис Уильямсон.

Ввиду этого особенно актуальным становится пересмотр существующих подходов к регулированию отраслевых рынков.

От свободного Запада до планового Востока: что выбрать?

Традиционно экономисты в трактовке данной ситуации придерживаются двух полярных точек зрения:

  1. Все решает рынок, он сам урегулируется. Если брать только показатели экономической эффективности, то данный подход, действительно, верный (не зря он получил такую поддержку в так называемой «западной модели» экономики). Однако есть и минусы: ориентируясь исключительно на экономическую эффективность, бизнес перестает заботиться о важных социальных вопросах. Например, нынешний кризис и всеобщий карантин, по данным аналитиков, уже сейчас вызвал огромный рост безработицы в США (из данных Минтруда США следует, что за две недели лишились работы около 10 млн американцев). Бизнес избавляется от балласта, которым в данном случае являются люди. В самых негативных прогнозах это обернется кризисом, сходным, а, может быть, даже превосходящем по силе Великую Депрессию.
  2. Планирование важнее всего. Эффективность плановой экономики с высокой долей госучастия мы видим сейчас на примере Китая, который, несмотря на то, что падение промышленного производства за первые два месяца 2020 года здесь оказалось рекордным за последние 30 лет, весьма эффективно справился с эпидемией и теперь довольно активно восстанавливает собственную экономику. Да, ВВП «красного гиганта» упадет, но при этом показатели безработицы и банкротств там будут самыми низкими.

Денис Избрехт в 2006 году провел исследование (по его результатам была успешно защищена кандидатская диссертация), касающееся одной из важнейших сфер любой экономики: развитию инфраструктуры. Изучался важнейший вопрос: как государству найти оптимальную точку равновесия, чтобы и конкуренцию развить, и при этом позаботиться о внедрении долгосрочных проектов, в условиях нашей страны часто невозможных без господдержки. Объектом исследования стали такие отрасли, как электроэнергетика, газовое хозяйство страны, железнодорожный бизнес и прочие инфраструктурные сегменты промышленного сектора экономики.

Основываясь на теоретических трудах как наших, так и зарубежных историков (Познера, Демшеца, Стиглера, Шарки и др.), Денис Избрехт впервые в России анализирует работу рынков и приходит к сенсационным выводам:

  1. Без контроля государства они очень быстро становятся монопольными.
  2. Тотальный контроль государства приводит к снижению рентабельности из-за роста издержек, а регулирование тарифов наносит существенный удар, прежде всего, по долговременным проектам компаний.
  3. Конкурентная модель содержит в себе несколько отрицательных факторов, действующих, по цепочке, на всю экономику страны. Денис Избрехт доказывает в своей работе, что последовательное внедрение конкуренции в такие сферы, как транспорт, электроэнергетика, газификация и т.д. приводит к уходу инвесторов с рынков, а это уже серьезный дестабилизирующий фактор. Еще одна опасность этой модели, которую выявил Денис Избрехт, — переход к цикличному характеру развития целых сфер экономики. «Бум-спад», что может стать причиной потери экономической эффективности, а в случает с наложением циклов на общие экономические циклы (например, если взять за основу циклы Кондратьева), стать одной из причин усиления экономического спада в стране.

Оптимальным выходом в этой ситуации, по мнению Дениса Избрехта, могут стать естественные монополии с госучастием. Именно их развитие, а не слепое копирование по западным образцам (Денис Избрехт, в частности, считает ошибочным использование приватизации в сфере электроэнергии, газоснабжения и т.д.) становится залогом устойчивости не только отдельных сфер, но и всей экономики. Использование этого подхода, результатом которого стало появление сразу нескольких крупнейших корпорация с госучастием, в нашей стране должно стать залогом устойчивости экономики России и в этом, непростом для всех кризисе.

Сработает ли рецепт? Можно сказать одно: это мы увидим уже в самом ближайшем будущем.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек