Сегодня узнал, что Шмелев радовался успехам нацистов под Вязьмой в 1941-м

Вот так, одномоментно, для меня перестал существовать писатель Шмелев. В общем особо-то никогда его творчеством я и не интересовался, а «Лето Господне» так и не дочитал, при этом не могу отрицать изысканность стиля повествования. Шмелев меня больше интересовал в контексте его дружбы с Деникиным, которому я посвятил диссертацию.

Впрочем, и само слово «дружба» в данном случае уместно заключить в кавычки. Нет, Деникин верно искренне считал писателя своим другом. А вот Шмелев: дочь Антона Ивановича вспоминала, что, разбирая с приемным сыном антигероя статьи переписку последнего, нашла его письма, адресованные к жене генерала, если мне не изменяет память, как выразилась Марина Антоновна «чувственного содержания». Но это ладно, хотя тот еще штришок к портрету, согласитесь.

Вот прочитанное ранним утром и выложенное в Telegram-канале Григорием Пернавским одно из писем Шмелева перечеркивает в моих глаза все его положительные качества. Подобным строкам с моей точки зрения нет оправдания: «Письмо от 9 октября 1941 г., Париж. «…вчера был день моего Сережечки (сын Шмелева, расстрелянный во время «красного террора» в Крыму – И.Х.), преп. Сергия Радонежского, России покровителя. Я ждал. Я так ждал, отзвука, — благовестия ждал — с «Куликова поля»! Я его писал ночами, весь в слезах, в дрожи, в ознобе, в вере … Я не обманулся сердцем, Преподобный отозвался… Я услыхал фанфары, барабан — в 2 ч. 30 мин., — специальное коммюнике: прорван фронт дьявола, под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены… идет разделка, Преподобный в вотчину свою вступает, Божье творится…».

Запредельная близорукость: непонимание, в отличие от Деникина и других лучших представителей белой эмиграции, того, что Творец и преподобный Сергий на другой стороне.

Понять и простить Шмелева могут только те, кто льет крокодиловы слезы по выданным в Лиенце казакам – пособникам нацистской нечисти, успехам которой так радовался мэтр.

Когда я уже собрался выкладывать статью, глянул в Википедию – оказывается, там есть о симпатиях Шмелева к нацистам и даже процитированные строки приведены. Не знал, поскольку, повторю, творчество этого господина вне сферы моих интересов. И еще раз в завершение: ни сам ни возьму, ни к кому- либо не порекомендую брать шмелевские книги в руки.

Игорь Ходаков

Если Вам понравилась статья подписывайтесь на мой канал.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек