Почему «Старший сын» — благородный лгун, а Сильва, мягко говоря — «редиска»?

45 лет назад режиссер Виталий Мельников снял одну из своих лучших картин «Старший сын» по одноименной пьесе талантливого драматурга Александра Вампилова. На наш взгляд фильм замечательный. Актуальный для всех поколений и времен.

Восхищает не только сценарий, режиссура, работа оператора, но и великолепная игра советских актеров. Которые полностью раскрыли характер и поступки своих героев. В первых кадрах картины В. Мельников решил показать семью Сарафановых. Сначала отца и взрослую дочь, а немного позже 17-летнего сына Васеньку.

Юноша влюблен в девушку Наталью. Она намного старше и совершенно равнодушна к своему воздыхателю. А в душе парня — бушуют страсти. Его помыслы чисты и открыты.

Чтобы зритель это понял без лишних слов, режиссер применил тонкий ход. Парня одел в легкую ветровку (хотя время года поздняя осень), и она нараспашку. Все правильно: Васю согревает любовь. А вот девушку — нет. Поэтому на ней пальто и теплый шарф (очень здорово, когда режиссеры применяют такие подтексты, и дают возможность лучше понять чувства и эмоции героев).

Сейчас снимают очень много фильмов, но вот таких сильных, которые заставляют задуматься о человеческих ценностях, морали, проблеме отцов и детей – практически нет. Наверное, поэтому картину «Старший сын» смотрят и проводят дискуссии. Кому-то симпатичен Семен Севастьянов, а кто-то защищает Владимира Бусыгина.

Парни, конечно, набедокурили. Но ведь не со зла же. Вспомните, с чего все началось. Ребята оказались в пригороде. Когда опоздали на электричку, начали прибегать к различным уловкам, чтобы обрести ночлег. Но им никто не посочувствовал, и не пустил даже на порог дома.

Тогда Бусыгин решил войти в доверие к некой семье Сарафановых. Более того, дерзкий план выдать себя за внебрачного сына главы семейства созрел у Володи за считанные секунды. Юноше казалось, что все выгладит безобидно. По сути, он хотел, чтобы ему и его другу Семену (по кличке Сильва) не отказали в ночлеге. А еще дали немного еды. Тогда они и предположить не могли, что через несколько часов жизнь всех в корне изменится.

Как оказалось позже, ложь героя Николая Караченцева (Владимира Бусыгина) для семьи Сарафановых стала благом. И не просто благом, а сделала счастливым «отца» и уберегла от ошибки «сестру». Да и Сильву (его играет Михаил Боярский), вывела на чистую воду.

Споры по этому поводу идут до сих пор. Кто-то говорит, что Володина ложь была во спасение, хотя и достаточно жесткая. Что у парня «проснулась» совесть, и он уже не смог вот так взять и бросить «отца». Перелом в чувствах произошел, когда Сарафанов решил подарить Бусыгину серебряную табакерку. Она всегда принадлежала старшему сыну в семье. Вещью дорожили и передавали из поколения в поколение.

Бусыгин от подарка отказался. Более того, принял решение погостить у новоиспеченных родственников. После этого у отца сразу поднялось настроение, а когда Васенька (младший сын) посоветовал ему женится, Сарафанов сиял от счастья и восторженно произнес: «Надо распахнуть окна!» (почувствовать эмоции героев помогает великолепная музыка Рахманинова).

Евгений Леонов очень дорожил своей ролью. В картине Сарафонов выглядит наивным и жалким неудачником, которого смогли так лихо одурачить два шалопая. А вот Леонов утверждал, что дело не в наивности музыканта, а в чистоте его помыслов о людях. Ведь он даже не допустил возможности шутить над отцовством, добротой, любовью. Сарафанов настолько чистый и светлый, что поневоле начинаешь им восхищаться. Понимаешь – он могуч в своем умении всех любить.

Но именно эту любовь перестали замечать и ценить его родные дети: 19-летняя дочь Нина (Наталья Егорова) и 17-летний сын Вася (Владимир Изотов). Каждый давно живет своей жизнью. Девушка стремится поскорее выйти замуж за радиоинженера Кудимова (Николай Никольский) и «упорхнуть из гнездышка». А Васенька влюблен в девушку Наталью (Светлана Крючкова), которая старше его на 10 лет и уже не знает, как от него отделаться.

Эту подноготную Бусыгину предстояло узнать. Ну и на правах «старшего брата» разобраться. Ведь всё так быстро и лихо закрутилось, что он и сам не заметил, как сроднился с этими странными, чудными, но такими милыми людьми.

Правда, было ещё кое-что: Володя влюбился в «сестренку» и начал ревновать к её жениху. Чувства оказались настолько сильными, что заставили юношу признаться Нине во лжи. Рассказать же всё «отцу», Владимир не осмелился. Понимал: признание нанесет ему серьезную душевную рану.

Обман раскрыл Сильва, причем очень подлым способом. Сначала парень «приударил» за Натальей, хотя знал — девушку любит сын Сарафанова. В итоге, роман не получился.

Вася, увидев возле любимой девушки соперника, решил поджечь её дом. Пожар быстро потушили. Пострадали только брюки слишком уверенного в себе залетного ухажёра.

После того, как Сарафанов и Володя показали Сильве на дверь, он, в отместку, рассказал, что Бусыгин никакой не старший сын. И вообще, может даже рецидивист… Верить в это Сарафанов отказался. И даже после признания Володи, произнес: «Не верю! Ты мой сын! Мой старший сын!».

Картина заканчивается на мажорной ноте. Володю простили, семья Сарафановых воссоединилась и вернулась в свой дом. Стало понятно: теперь с проблемами они обязательно справятся. А главное, их сердца переполнены радостью, счастьем, любовью — без которых жизнь теряет смысл.

Вот и получается, что ложь Бусыгина или «старшего сына», оказалась во благо. Сделала счастливыми Сарафановых, и его самого. Парень почувствовал: он нужен этим людям, и они нуждаются в его помощи.

Хотя, конечно, вранье никого не украшает, и превращает в мошенников. Однако, побольше бы в нашей жизни встречались вот такие плуты и разгильдяи. А ещё талантливые режиссеры, которые умеют создавать великолепные фильмы. Спасибо, что дочитали статью. Мы благодарны за лайк. Пишите комментарии. Подписаться можно здесь (или вверху жмите кнопку — Подписаться).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек