Ни звука русского, ни русского лица…

Все мои читатели, более-менее хорошо закончившие школу, помнят обличительные речи Чацкого в пьесе "Горе от ума", которые он адресует "французскому засилью" своего времени:

Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча,
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами;
Приехал, и нашел, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
Своя провинция. —
Посмотришь, вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
Такой же толк у дам, такие же наряды…
Он рад, но мы не рады.

Умолк. И тут со всех сторон
Тоска, и оханье, и стон:
Ах! Франция! Нет в мире лучше края! —
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержен.
Куда деваться от княжен!

Собственно, далее эту картину широкими мазками продолжает Лев Толстой в "Войне и мире", начиная свое повествование "довоенного периода" длинным вступлением на французском языке, коим граф владел отменно.

Но я не о литературе сегодня, я о другом хочу поговорить — о глубокой и плавно перетекшей из старины в современность "нерусскости" российской элиты.

Уж не буду поминать всевозможных Рюриковичей и браки князей с девами половецкими и прочими иноземными (у Владимира-крестителя иностранных жен тоже хватало), но как при Петре окошко-то открыли, так и всё — довольно быстро российский правящий класс стал в собственной стране иностранцами не только в одежде, но по образу мыслей и речи.

От часто упоминаемых классиков литературы российской перейдем к исследователям современным: Патрик О"Мара, историк и славист в работе «Русское дворянство времен Александра I» отмечает следующее:

«Примерно 33% российского офицерского корпуса 1812 года говорили на французском, 25% на немецком и всего 0,8% на английском.
Подробная информация о публичных лекциях, прочитанных профессорами Московского университета в 1804/05 учебном году, представленная в биографии А.Кошелева, учившегося там в 1821 году, свидетельствует о том, что французский и немецкий были основными языками обучения. Лекции по ранней европейской истории, истории английского народа, арифметике и торговле читались на немецком языке; по естествознанию, химии и философии — на французском языке.
Как утверждал Дубровин вслед за Карамзиным, дворянская элита могла говорить, но с трудом писала по-русски. Даже там, где предпринимались попытки преподавать русский язык дома, результаты были, мягко говоря, неоднозначными. В своих мемуарах И. Раевский вспоминает своё детское образование, отмечая, что «мы не только о русской истории, но и о русском языке имели довольно смутное понятие», поскольку его учитель «заставлял нас учить наизусть своего сочинения грамматику, которой мы не понимали, и, конечно, не могли и двух слов написать на русском правильно».

Воронцов (1741–1805), канцлер с 1802 по 1804, заметил в 1805 году, что Россия была «единственной страной, где изучение родного языка высмеивается, а всё, что связано с Отечеством, чуждо нынешнему поколению».

Послепетровские Романовы, русские цари, на русском говорили с неистребимым иностранным акцентом.

Собственно, на фоне идеального франкофонства того времени и случилась Отечественная война 1812 года, с её "дубиной народной войны" и наивным ожиданием народа-победителя в качестве благодарности от своей элиты воли, то есть увольнения от крепостного ига: "мы вас спасли, так и вы нас теперь… УВОЛЬТЕ!"

Но нет. Прошло еще много времени, прежде чем русские элитарии с императором во главе, наполучав еще массу репримандов пренеприятнейших от Запада (не забываем т. н. Крымскую войну), который почитал их не ровней, но деспотами дикими, не европейцами, но где-то примерно наравне с индусскими набобами (которых весьма успешно просвещали и попутно колонизовали), только осознав, что тянуть дольше — смерти подобно, дали таки народу… но не настоящее освобождение, а лишь призрак его, за который приходилось еще и выкупные десятилетиями выплачивать.

А почему?

А потому что господа хорошие и практически с рождения иноязычные (увлечение элиты французским, плавно расширяясь, перешло на немецкий и английский языки европейских прогрессоров) давно уже не считали простой народ в полной мере своими соотечественниками, относясь к нему наподобие колонизаторов, и потому описывая его в выходящей из-под пера литературе примерно так же, как англичане описывали индусов, или свои африканские или американские приключения с участием тамошних аборигенов. Иной, непонятный народ, но раса та же. Была бы другая — им было бы легче, наверное.

Я, кстати, по своей большой любви к романам приключенческим никак не могла отделаться от этого ощущения еще в юности, переходя от любимого, но внешкольного чтения про дальние страны, к рассказам Тургенева или того же Толстого про "русский народ".

Теперь перейдем от времен тогдашних к благословенно-прогрессивным нынешним.

Подготавливать население к тому, что надо бы уже, наконец, быть "как далекие предки" начали загодя и со стороны духовно-идеологической, сиречь православной, — один из ярчайших проповедников "возвращения к истокам", протоиерей А. Чаплин написал целую статью «О потерянном рабстве и рыночной свободе», в которой он вполне прямолинейно назвал отсутствие рабской психологии главной проблемой православия и государственного устроительства в нынешней России.

«Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России (потому что России нет без Православия) — это то, что мы разучились быть рабами. Христианство — это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология — это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина. Всё современное общество поклоняется идолу социальных прав и свобод. И только Православная Церковь упорно утверждает, что человек — это бесправный раб Божий. Поэтому так неуютно себя чувствует современный «свободомыслящий» человек в православном храме, где всё проникнуто архаикой рабства…»

Ныне почивший в Бозе протоиерей, чтобы все всё правильно и до конца поняли, специально подчеркнул, что настоящий раб Божий в той же степени является рабом государства, судьи, полиции и чиновников.

«И здесь не могут помочь модернистские горделивые утверждения: «раб Божий – значит ничей раб». Потому что в христианской Традиции раб Божий – значит раб Царя, раб Государства (от слова Государь), раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского…»

И заключил, что только «православные рабы» смогли восстановить СССР практически в прежних пределах в пределах Российской империи благодаря "потенциалу рабской психологии".

И, самое прекрасное для тех, кто не осилит всю статью по ссылке:

«Для того чтобы постичь истину, мы должны перестать «включать мозги» и начать на деле себя мнить ничем и звать никем. Одним словом, мы должны взращивать в себе раба. Путь к рабству Божьему лежит через рабствование человеку: детей – родителям, жены – мужу, христианина – священноначалию, гражданина – государству со всеми чиновниками и силовиками, включая Президента…»

Смекаете? Как красиво подводит к заветному!

И что мы видим сейчас, вслушиваясь во все эти призывы принять, восстать и послужить?

А видим мы ту же обиду от нынешних элит, что и от элит времен Александра Первого или Николая Первого на Европу вероломную: "да как же, да мы же для вас же, и язык ваш учили, и рядом с вами в ваших приятных странах жили, и деньги хранили, и даже налоги государствам вашим исправно платили, и детей своих в учение вам отдавали, чтоб они ментальностью вашею глубже прониклись, а вы нас… НАС!!!!! Ужо вот мы вам!"

И снова произносятся те же апелляции к народу, что и при Александре Первом или его брате Николае: "сплотимся ж вокруг предводителя Богом поставленного, ибо двунадесять языков проходу не дают и, опять же, дворцы отобранные сильно жалко и за дорогую недвижимость и счета несметные невыносимо обидно."

Понятно, обидно.

Но ведь мы помним, что досталось народу русскому после того, как наш человек до Парижа наведался? Вот-вот-вот… А чтобы слегка подсластить и припудрить подносимое невыносимое, принимаются законы о защите языка, правильной ориентации в гендерах и т. д.

То есть снова элиты, ментально и финансово "чужие" населению, пытаются руками "moujik russe", доказать что-то тем, с кем они не смогли или не пожелали поделить сферы влияния в процессе переговоров.

При этом расход "топлива" элиту, борющуюся за свои права на мировой арене, совершенно не волнует, Чаплин же все заранее расписал, как граждане попроще должны себя правильно ощущать на ступенях общественной лестницы.

А на этом у меня всё. Думайте сами, считайте сами…

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек