Кадр из фильма «Далеко от Москвы», 1950 г.
Судьба актера Льва Наумовича Свердлина (03 (16). 11.1901 – 29.08.1969) сложилась удивительным образом. Когда будущий артист приехал в Москву, он был малообразованным парнишкой. Да и фамилией своей он обязан не родному отцу, а отчиму – второму мужу матери.
Но все это было потом. А пока что молодой Свердлин, едва отслуживший в армии, провалил поступление в Вахтанговскую школу. Не привыкший сдаваться, он попробовал поступить в театральную мастерскую В. Э. Мейерхольда. И был принят.
В том же 1921 году в эту же студию поступила Александра Москалёва. Девушка была очень талантлива, умна, остроумна и весела.
Позже сама великая Фаина Раневская признавала, что Москалёва по части юмора способна переплюнуть даже ее. Вполне естественно, что Лев Свердлин обратил внимание на эту девчонку-«зажигалку».
Они пронесли любовь через всю жизнь. Лев настолько оберегал свою Шурочку и боялся за нее, что даже просыпался по ночам, чтобы убедиться, что она дышит. Она очень тихо дышала во сне, и Лев, если не улавливал ее дыхания, просто будил ее, после чего успокаивался: слава богу, живая.
Кадр из фильма «Олеко Дундич», 1958 г.
Возможно, причиной такого беспокойства послужила потеря их единственного сына: в 1945 году 16-летнего мальчика не стало из-за чахотки. Больше детей у супругов не было.
Друзья и близкие Свердлиных называли их семью не иначе как оплотом, настолько гармоничной была эта пара. Они подходили друг другу не только внешне: они были, что называется, на одной волне.
И Лев, и Александра были чрезвычайно смешливыми и, вместе с тем, очень интеллигентными людьми. Поэтому умели даже нелитературное словцо в разговоре употребить так, что оно звучало и смешно, и культурно.
Когда Театр Мейерхольда, где служили Свердлины, закрылся (1938 г.), супруги начали искать новое «пристанище». Так, Лев Наумович до 1941 года служил в театре Вахтангова, оттуда ушел в Комитет по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР, где проработал два года.
И только в 1943 году он нашел свое окончательное «местечко» — Московский театр драмы, ныне известный как театр имени Маяковского. Его супруга пришла в этот театр вместе с ним, и оба они работали там до самых последних дней.
Кадр из фильма «Олеко Дундич», 1958 г.
У Льва Свердлина был потрясающий талант: своих персонажей, совершенно разных по национальности, – японцев, китайцев, монголов, татар, узбеков и т.п. – он играл настолько правдоподобно, что зритель был уверен: перед ним настоящий представитель той или иной нации.
Александра Яковлевна на восемь лет пережила своего любимого мужа, который ушел из жизни от рака поджелудочной железы в 1969 году.
Перенеся в 1965 году серьезную операцию, Свердлин через несколько месяцев поправился. На протяжении последующих трех лет его ничего не беспокоило.
Но в 1968 году во время турпоездки в Японию ему стало нехорошо, из-за чего артист даже хотел прервать путешествие и вернуться домой. Но дома ему не полегчало: диагноз, о котором врачи ему не решились сообщить, надежды не давал.
Кадр из фильма «Олеко Дундич», 1958 г.
Александра Яковлевна забрала мужа домой, в больнице ему уже ничем не могли помочь. Последними словами Льва Свердлина стали: «Луна… как красиво…».
В эту ночь, 29 августа 1969 года, было полнолуние, и Народный артист СССР любовался им через окно.
После ухода супруга Александра Яковлевна поменяла квартиру. В новом жилище она воссоздала обстановку прежнего дома – в память о муже, который при жизни терпеть не мог мебельных перестановок, в отличие от любимой Шурочки.