Есть ли что общее между Речью Посполитой XVII – XVIII веков и Россией будущего?/О ЧВК, шляхте и армиях польских магнатов

Посмотрел «Деконструкцию» – в гостях у ведущей программы Кристины Егоровой был военный историк и русский доброволец, участвовавший в Боснийской войне, Михаил Поликарпов. Разбирали «Балканский рубеж» на предмет соответствия/несоответствия отраженным в фильме событиям.

Смотрел и на уровне ассоциативного ряда вспоминал эпоху Сражающихся царств в Поднебесной и перипетии истории Речи Посполитой. Со второй знаком больше. Вообще она, образованная Люблинской унией 1569 года в ответ за завоевание Иваном Грозным Ливонии, представляла собой в чем-то странное государство: республика – собственно так и переводится ее название – во главе с королем, фактически бессильным перед произволом и магнатов, и шляхты. На вполне законных основаниях они могли поднять против едва ли не бесправного монарха рокош – восстание, если им покажется, будто он вздумал ущемлять их права. И поднимали время от времени.

Да и решения на сейме принимались единогласно. Представляете: долго-долго ругались, устраивали мини-войны, подкупали кого надо, уговаривали и пр. Вроде выдохнули. Договорились. Стали голосовать. А тут какой-нибудь недоподкупленный или пропивший весь подкуп захудалый и облезлый шляхтич возьми и, не переставая икать, прохрипи заплетающимся языком: «Не позволям!». И решение не пройдет.

Разумеется, каждый крупный магнат имел собственную армию, с которой мог вполне воевать против, скажем, крымского хана. Или вот когда Хмельницкий начал, опираясь на поддержку короля Владислава – того самого несостоявшегося русского царя, приглашенного на трон семибоярщиной в 1610-м – бороться за предоставление собственно украинской казачьей верхушке тех же прав в рамках Речи Посполитой, что и обладала польско-литовская шляхта, еще и требуя увеличения численности реестрового войска, то на первых порах против него сражались хоругви князя Иеремеи Вишневецкого, что прекрасно показано в зрелищном, хотя и не в полной мере историческом фильме, «Огнем и мечем».

«И причем тут ЧВК?» – спросите. Честно отвечу: не знаю. Но тут же, вам, мои уважаемые читатели, задам вопрос: а не произойдет ли с нами то же, что с Речью Посполитой упомянутой эпохи? С нами – это с Россией после Путина. Те же отряды магнатов – чем не нынешние ЧВК – не в плане деталей, а в концептуальном смысле? А?

Или подразделения «пехотинца Путина» Кадырова, прекрасно по меньшей мере экипированные и мотивированные. Уж не знаю насколько, правда, они хорошо обучены и имеют реальный боевой опыт. А номинально влившиеся в состав российской армии подразделения ДНР и ЛНР с их полевыми командирами? Да, может быть они хуже кадыровцев экипированы, но боевой опыт у них великолепный.

Не станут ли все они не что инструментом в чьих-то руках – действенной силой в борьбе за власть в стране после Путина? И не приведет ли это к повторению Россией судьбы Речи Посполитой на исходе трагического для нее XVIII века. Исключаете такую возможность или нет? Делитесь вашим мнением в комментариях.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .

Игорь Ходаков

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек