Эмиграция из России в 19 веке — откуда у русских ирландская грусть.

Собственно, углубиться в эти факты из истории государства российского меня побудил дивный комментарий, оставленный под публикацией о "Великом картофельном голоде" в Ирландии:

Эмиграция из России в 19 веке - откуда у русских ирландская грусть.0Скрин автора.

И действительно, чего это они?

То, что во время голода в Ирландии в России еще существовало крепостное право комментатором как-то забылось, но ведь была и другая сторона вопроса — религиозная.

Ирландцы — католики, а инославных в нашей прекрасной империи не очень-то жаловали. Собственно, именно поэтому эмиграция по религиозным соображениям существовала, правда, не только в направлении Нового Света.

Первыми начали старообрядцы, или староверы, причем сразу после знаменитого Собора 1667 года, который положил начало расколу Русской православной церкви.

После него все несогласные с обновленной обрядовой традицией, предложенной патриархом Никоном, подлежали отлучению от церкви и подвергались репрессиям. Кто-то двинул в сторону Сибири (т. н. эмиграция внутренняя, в леса и за Урал), а кто-то на территорию Речи Посполитой и даже на балканские земли Османской империи, где они были христианами — и точка.

Эмиграция из России в 19 веке - откуда у русских ирландская грусть.1Уральские старообрядцы Фото: ruvera.ru

С эмиграцией в Америку до поры до времени не торопились..

В 1851 г. в Америку прибыл один русский эмигрант, в 1852 г. – двое и в 1853 г. – трое. Впервые число официально зарегистрированных российских подданных, прибывших в США в качестве иммигрантов, достигло 1 тыс. человек только к 1872 году, а к 1880 году "русских" было уже 5 тыс. человек.

Но правильнее их было бы называть "россиянами", потому что основную часть "самой первой волны" составляли поляки и "немецкие и голландские русские", принадлежавшие к течению меннонитов, которых пригласила в Россию еще Екатерина Вторая, полагавшая полезным их присутствие в империи для организации примеров образцового хозяйства. Хозяйствовали они и правда хорошо, вполне образцово, но воевать категорически не хотели по причине своих религиозных убеждений и были освобождены императрицей от воинской повинности. Однако в 1874 году военнообязанными признали всех, и меннониты устремились на выход.

Первое поселение «русских немцев» было основано в Канзасе, потом уехавшие осели в Небраске, Дакоте, Миннесоте, где успешно выращивали пшеницу, сахарную свеклу, а также бодро развивали животноводство. То есть на новой земле они снова преуспели.

Но это хоть и русские, но немцы.

Российские духоборы оказались на Американском континенте позже — и через Кавказ. Духоборов российское православие не любило особо — за отрицание внешней церковной обрядовости, таинства исповеди (духобор сам исповедается Богу) и отсутствие "чувства ранга" — ибо все дети Божии. Если при Александре I духоборов не притесняли и даже освободили их от присяги, то при Николае I за них крепко взялись: в 1841 году членов этой религиозной группы высылали в Грузию и Азербайджан, а после того как и до Кавказа добралась всеобщая воинская повинность, члены секты стали активно протестовать и эмигрировать в Канаду.

Молокане в России тоже считались "особо вредными" и тоже не хотели нести воинскую повинность, тоже отказывались от церковного формализма, не признавали никаких посредников между Богом и человеком, кроме Христа, никакого священства, церковной иерархии, храмов с украшениями, иконами и свечами. И, следовательно, после "мер по борьбе с ересями" объявленных Святейшим синодом под руководством К.П.Победоносцева, у них, как и у прочих "религиозно диссиденствующих" оставался только один выход — проследовать на выход.

Уже выше упоминавшиеся старообрядцы начали "поход в Америку" в 1880-х годах — сначала в Америку перебрались русские раскольники из Сувалок (Польша) и сельских поселений рядом с Минском. Поморские староверы отправились в Пенсильванию в 1888 году.

Трудности с перемещением возникали не только из-за всеобщей воинской повинности, т. к. в семьях имелись сыновья призывного возраста — а посему граница империи зачастую пересекалась нелегально и без соответствующих документов, но и из-за специфических особенностей тогдашнего российского законодательства — ибо в России тех лет "понятие эмиграции неизвестно, ибо не определяет нормального выхода из российского подданства и не признает бессрочного пребывания российских подданных за границей". Законодательство Российской империи не допускало свободного перехода в иностранное подданство и ограничивало пребывание россиян за границей согласно статье 207 Паспортного устава (Свод законов, т. XIV) сроком в пять лет.

Надо сказать, что эмигрировать "своим" зачастую финансово помогали купцы-старообрядцы, ибо билет на корабль до Америки стоил дорого. Не оставалась в стороне и русская интеллигенция — в том числе Максим Горький, Лев Толстой, его друг и последователь Владимир Чертков и даже князь-анархист Петр Кропоткин.

Так же из России эмигрировали и по нацпризнаку — эмигрантами 1880-х были евреи. Этот поток особенно возрос после погромов, охвативших, при полном попустительстве властей, южные и юго-западные губернии Российской империи.
Стоит упомянуть, что в Америке интеллигентная публика сочувствовала пришельцам из России, особенно после выхода в свет в 1891 году книги путешественника, исследователя и русофила Джорджа Кеннана "Сибирь и система ссылки", которую высоко оценил даже Лев Толстой:

«Очень и очень благодарен Вам, как и все живые русские люди, за оглашение совершающихся в теперешнее царствование ужасов».

Потомки аболиционистов (борцов с рабством в США) нашли в ней для себя весьма знакомые аллюзии, а остальные просто исполнились скорби и сочувствия. Собственно, именно книга Кеннана сплотила американское общество и очень вовремя сподвигла неравнодушных американцев помогать русским продовольствием во времена т. н. "царь-голода" 1891-1892 годов.

Эмиграция из России в 19 веке - откуда у русских ирландская грусть.2Айвазовский. Раздача продовольствия. 1892 год

Кстати, не лишним будет упомянуть, что голод в РИ в 19 веке тоже был не редкостью — 1840, 1873, 1880, 1883, 1891-1892 годы. Ну и зачем тогда ирландцам — да к нам?

Кстати, при подготовке материала наткнулась на очень интересную особенность уже "русского голода": когда в 1873 году левая сторона Поволжья — самаро-оренбургская — голодала, на правой стороне Волги — саратовской — был редкий по величине урожай, и хлеб не находил сбыта даже по низким ценам. То же самое случилось уже в 1884 году в Казанской губернии, когда казанские мужики питались всяческими суррогатами, а на волжско-камских пристанях той же Казанской губернии гнили 1 720 000 четвертей хлеба.

Процветание приехавших из России на "новой земле" было вызвано тем, что никакой работы они не боялись и там, где была нужна «физическая сила да каторжная выносливость» в сочетании с не в пример более щедрой американской оплатой труда, русские работники пользовались спросом и заслуженным уважением. Да и сейчас потомки староверов, меннонитов, духоборов, молокан и прочие потомки выходцев из бывшей РИ не бедствуют. Как и потомки ирландских эмигрантов.

#история #россия #история российской империи #эмиграция #религия

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек