Чего боятся школьники?

Можно, конечно, быть наивным и думать, что абсолютно все дети хотят учиться. Но это не так. Даже если вдруг осуществится миф, что "ребенка нужно заинтересовать", то всё равно его интерес будет ограничен 2-3 предметами. Нельзя сделать так, чтобы всем детям были интересны все предметы.

Во все времена этаким "кнутом", подстегивающим получение знаний, был страх. Это взрослый человек может понять (да и то не каждый), что знания обязательно пригодятся в будущем. Но обычный ребенок, за очень редким исключением, воспринимает учебу в школе не как возможность бесплатного получения знаний, а как обязанность, которую нужно выполнять. И только лишь страх получить "нагоняй" от учителей или же родителей заставляет ребенка вставать рано утром, чистить зубы, собирать портфель и идти в школу.

В старших классах появляется дополнительный "кнут" — некоторые дети начинают понимать, что школа это не только обязательная рутина, но и возможность подготовиться к экзаменам, от которых, зачастую, зависит будущая жизнь.

Только вот, всё чаще и чаще раздаются детские возгласы:

— И чего вы мне сделаете? Не хочу, не буду, отвалите!

Что такое? Что случилось?

С каждой новой эпохой "страха" становится всё меньше и меньше. Но не простого "страха", а моментального. Ребенок не боится, что через 7 лет пропущенные уроки ему где-то аукнутся, он боится, что за пропущенные уроки (без неуважительной причины) ему воздастся прямо сейчас (максимум — послезавтра).

Если проследить за тем, как учились раньше, на основе известных произведений, то вообще складывается впечатление, что учиться хотели только Ломоносов и Филипок. Уж их не нужно было заставлять получать знания.

Сразу же вспоминаются известные "легенды" про то, как "было раньше". В частности, те дети, которые не имели желания учиться или вести себя достойным образом, на себе испытывали действие розг.

Как нам говорили в начальных классах …

— В каждом классе раньше в углу стояло ведро с водой, в котором были розги.

— А зачем в ведре вода?

— Ты придешь домой и сам попробуй — мокрая розга больнее бьёт или сухая.

— Понятно.

Конечно, розги — это не вариант. Ученик умнее не станет, а вот махорку в тесто со злости насыплет.

Чем можно заменить розги?

Например, родительским порицанием за плохие оценки. Там уж сам родитель решает, что ему использовать — матерное слово или розги, бережно хранимые в сарайке.

И учитель это знал, а потому ученик использовал "страх":

— Я тебе за такой ответ ставлю единицу! Пусть твой папа посмотрит, как его сын владеет арифметикой. С такими знаниями наследника "Крупъ и сыновья" быстро разорится.

— Два! Садись! — это уже чуть позже стали использовать, когда перестали наказывать единицей.

А еще был такой инструмент, который заставлял даже хулиганов "с одной извилиной" немного планировать жизнь не только на послезавтра. Инструмент назывался — повторное обучение.

С педагогической точки зрения — повторное обучение способствовало ликвидации пробелов в знаниях. С житейской точки зрения — "второгодник" признавался лицом, которое не способно к обучению (за исключением случаев, когда повторное обучение было необходимо, например, из-за вынужденных пропусков).

И данный факт превратился в своеобразный "элемент" советской школы. Во многих юмористических сценках, комедийных фильмах, в книгах высмеивались моменты, связанные с "второгодниками".

Быть "второгодником" было стыдно даже хулиганам и прочим личностям, отвергающим развитие.

И все это понимали:

— Василий, ты потенциальный кандидат на второй год. Думаешь учиться?

— Думаю.

— А почему не учишься?

— Завтра вам этого Пушкина расскажу. И Лермонтого.

— Лермонтова.

И еще был такой "мини-инструмент", называемый "остаться на осень". Он предназначался для тех, кто по своей детской дурости и родительскому запущению слегка "забивал" на уроки. Такого ученики не было смысла оставлять на второй год, но зато его можно было "слегка наказать" и заставить ходить в школу летом (везде эта функция реализовывалась по-разному).

Конечно, каких-то особых знаний этот ученик летом не получал (на то оно и лето), но зато чувствовал наказание.

При этом "остаться на осень" воспринималось не так болезненно, как "остаться на второй год". Но после этой процедуры ученик уже начинал думать чуть наперед.

Двойки еще легче ставили. С тех далеких пор осталось множество "обрядов" и "традиций", связанных с "двойками" — от выведения двойки из дневника (нужно было знать химию), до экзекуции с помощью ремня за двойку (нужно было знать физику, чтобы знать, какой ремень меньше доставляет дискомфорта).

А сегодня всё не так

"Нет, ребята, все не так, всё не так, ребята!" — пел Владимир Семёнович.

Сегодня школьник — бесстрашный. Что ему сегодня сделают? Поставят двойку? Так эта двойка никому не упёрлась, так как всё зависит от экзаменов. Оставят на второй год? Так за что? Родители будут проводить воспитательные мероприятия плохую успеваемость? Так родители уверены, что это просто в школе плохо учат, так как туда идут за длинным рублём, а всю реальную работу выполняют репетиторы.

Еще вспомнил

А раньше запросто можно было выгонять хулигана с урока. Причем некоторые учителя мужского пола не просто выгоняли, а выгоняли головой вперед, чтобы голова открывала дверь. Но там было за что. Особенно на уроках труда, где техника безопасности пишется кровью.

Сегодня такую ситуацию даже представить сложно. Выгнали ученика с урока за то, что тот матерится и в пол сопли харкает — а тот пошел и уши себе отморозил. Только уши отморозил не назло мамке, а назло учителю.

Сейчас

Заставлять что-то выполнять — это уже отсталый метод. Педагогика строится на том, что школьника нужно побудить на приличное поведение, на посещение уроков, на изучение материала.

К сожалению, все школьники разные, а потому применять к ним одинаковые методы будет действием совершенно бесполезным.

И вот здесь большую (самую главную) роль играет семья. Родить ребенка — тут ума не надо. Ум и ответственность нужны после рождения ребенка, когда нужно брать себя в руки и делать из ребенка сознательного человека, приличного гражданина, достойного человека.

В каждой семье есть свои основы жизни и воспитания — "государство нас прокормит", "надейся только на себя", "готовься к экзаменам с детства", "все кругом некто, ты один д'Артаньян" и прочие. Это всё касается на настрой ребенка учиться в школе.

Только вот — ребенок это ребенок. И про это забывают. Это взрослый человек может заставить себя чистить зубы по утрам, так как услуги стоматолога сегодня стоят неприлично дорого. А ребенка нужно заставлять, пока он не привыкнет.

— Учись учиться! — говорили раньше.

Также и учеба — сказка про то, что "знания пригодятся тебе в будущей профессии" на маленьких детей действует очень плохо.

— Когда это еще будет …, — думает ребенок.

А если ребенок "плохо заставляется"? Вот тогда и выходит, что он должен чего-то бояться за свое ненадлежащее отношение к учёбе (и поведение в обществе).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек