Возрождение русского флота после Цусимы как одно из слагаемых революции 1917 года?

Разумеется, у любой революции масса причин, как объективных, так и субъективных. Что касается Русской, то одной из них, хотя, разумеется, и не главной стала Цусима. Причем речь не о 1905 годе, а именно о 1917-м.
Дело вот в чем: поражение в противоборстве с явно недооцененной Японией привело к военной реформе в России.

Выразилась она, в числе прочего, и в увеличении военного бюджета, выросшего, по словам генерал-майора Александра Свечина: «за десятилетие 1903-1913 гг. с 340 до 563 млн. рублей – на 66%. ».

Иными словами, наш военный бюджет был в предвоенный период крупнейшим в мире. Правда, покупательная способность рубля была ниже германской марки, равно как и трата ассигнуемых на оборону денег не всегда выглядела рационально.

Соответственно, в плане технического оснащение Российская Императорская армия, на пороге Первой мировой, уступала кайзеровской. Однако этого отставания могло бы и не быть, коли Петербург, по словам упомянутого генерала и военного мыслителя, вновь не начал «строить корабли, что отвлекало крупную часть сумм, ассигнуемых на оборону, и еще более существенную часть нашей еще слабой промышленности».

Кстати, стремление Берлина догнать и перегнать Великобританию в мощи военно-морских сил также не лучшим образом сказалось и на финансировании германской сухопутной армии.

Словом, откажись мы от строительства линейного флота, к тому же обреченного во многом на бездействие из-за невыгодного расположения русских портов – буквально на периферии основного морского театра военных действий, то кто знает, как повернулся бы ход войны.

В конце, концов возрождение флота было обусловлено причинами скорее эмоциональными, нежели рациональными

Игорь Ходаков.

Если Вам понравилась статьяподписывайтесь на мой канал

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек