Владимир Меньшов о том, как рождался шедевр «Любовь и голуби»

Читаем книгу "Любовь и голуби", часть с Владимиром Меньшовым, режиссёром этого замечательного шедевра советского кинематографа, где он рассказывает о том, как создавалось кино и об авторе сценария Владимире Гуркине

В 1982 году дошли слухи, что в "Современнике" поставлен весьма неплохой спектакль по пьесе Владимира Гуркина "Любовь и голуби". И вот первые впечатления Меньшова:

Был дневной спектакль (кажется, ноябрьские праздники в 1982 году). Мы с Верой пошли смотреть. И вдруг случилось чудо такого потрясения театрального, очень мощного. Актеры не самые знаменитые на сцене – Гена Фролов, Нина Дорошина. В спектакле Тульчинский играл Васю, Галя Петрова играла Людку, Василий Мищенко Леньку. Поэтому ничего особенного не ожидалось. Что-то из деревенской жизни началось… Но вдруг властно захватило душу. И вот начинается смех, потом в слезы бросает – все положенные реакции как бы незапланированно возникают. Ты пришел совсем не потрясаться, а посмотреть очередной рядовой спектакль «Современника», и вдруг получилось это чудо.

Режиссёр как раз после нашумевшего "Москва слезам не верит" страстно искал новую историю. И вот оно:

Тематически у меня был другой замах там внутри, что надо сейчас сказать людям. Но это решение поселилось во мне, и поселилось во мне очень остро, а не то чтобы просто «неплохо было бы снять». Чем больше я думал, какие еще должны быть аргументы для того, чтобы захотеть режиссеру что-то воплотить, причем так, всерьез, по-крупному? Какие еще аргументы? Я смеялся, я плакал, я думал о жизни, я узнавал окружающую действительность, я узнавал в героях своих родственников, знакомых, узнавал ситуации и в то же время я никого их не знал как будто, но… всех знал.

Меньшов начал действовать, вышел на автора пьесы, Гуркина. И весной 1983 года поехал в Омск, в театр. Гуркин был смущён, ведь он всего лишь был начинающим автором и актером Омского драмтеатра.

Я приехал на несколько дней, он меня встречал в аэропорту, поселил меня в гостиницу и дальше я пришел домой к Володе, мы стали обсуждать ситуацию. Конечно, «Москва слезам не верит» была совсем свежая картина, «Оскар» произвел на всех впечатление, государственная премия, я еще снимался, лицо мое было известно, поэтому, конечно, Володя был несколько… некий провинциальный комплекс в нем еще работал. Но не слишком сильно. Мы много говорили, мне было любопытно понять, откуда, из чего создалось… Уже у меня были какие-то претензии по части Раисы Захаровны, совсем невыписанной. Непонятный, вспомогательный персонаж, мне надо было узнать, а кто она такая и т. д. Я пробыл у него, наверное, дня три-четыре. Было это в марте.

Начался подбор актёров. Надя вырисовалась сразу:

В московском спектакле прежде всего была гениальная работа Дорошиной. Безо всяких преувеличений можно сказать, что это фантастическая работа и прежде всего на ней держался спектакль, хотя и все остальные актеры были очень достойные. Но она была на два порядка выше всех. Таких больше не было. Никто не подбирается к высоте, которую она тогда взяла. Она рождена для этой роли, если на то пошло. Что пьеса нашла Нину Дорошину, а Дорошина нашла пьесу – это тоже необычайно важно.

По Раисе Захаровне было сложнее:

С Раисой Захаровной было очень нелегко, потому что функция получалась. Я так и сяк подъезжал к Володе, но не вытащил из него подробностей, не раскрутил его на написание дополнительных сцен, и тогда я сам стал сочинять эту линию – женщина, увлекающаяся всякой эзотерикой и связями с космосом. Это был как раз пик интереса к связи с космосом в Москве, это было очень распространено подспудно, читались закрытые лекции о летающих тарелках, собирались толпы народа. Я сам начал сочинять, Володя, к счастью, в это не вмешивался, и как-то быстро пошел процесс.

Дошло дело до съёмок. Изначально планировали снимать в Сибири.

Мы съездили на Байкал, посмотрели какие-то варианты вокруг Байкала. Постепенно стало появляться понимание сложностей. Директор с нами ездил, сказал, что актерам будет сложно добираться: пока человек из Москвы долетит пять часов на самолете, пока доберется до площадки, уже пора возвращаться в Москву, если он, допустим, освободил один день для съемок.

Сами съёмки:

Володя прекрасно отдыхал в обществе. Они сбились командой с Юрским. В шахматы играли. Собирались, играли в кинга, Юрский, Тенякова. Все приехали с детьми. И Юля моя была, и Даша Юрская, Женя, сын Володи. В общем, народу было очень много. Ходили по грибы, грибов было неимоверное количество, поэтому каждый день жарили, запах стоял по всей гостинице. У меня-то никаких благостных воспоминаний не осталось, так как голова была забита поисками объектов, кто-то сказал, что есть затопленный паром, ездили смотреть, нужно было, чтобы привезли цветы, договариваться с оркестром, танцы надо было придумать, художник танцплощадку построил…

Конечно, фильм и спектакль получились очень разными. Но, тем не менее, дополняющими друг друга.

Мы очень рекомендуем ознакомиться с пьесой:

Читаем исходник "Любовь и голуби" (1981), по которому снят фильм. Находим интересноеКИНО TALK12 октябряЧитаем исходник "Любовь и голуби" (1981). Чего не хватает в фильмеКИНО TALK17 октябряЧитаем "Любовь и голуби" (1981). Дядя Митя гулял от Шуры. Почему старшая дочка сбежала от мужаКИНО TALK3 дня назад

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек