В Таджикистане даже спустя 30 лет после гражданской войны многие места остаются заминированными

Мины — настоящая и очень большая проблема для тех территорий, где проходили современные вооруженные конфликты. Потому что ими усеивают огромные территории, которые затем очень сложно и долго очищать от всего этого «добра».

Если говорить о Таджикистане, где гражданская война длилась еще в первые годы после развала СССР, то здесь осталось немало действительно опасных мест, куда лучше вообще не соваться.

И речь не о единичных разбросанных боеприпасах, а о заминированных много лет назад территориях, которые до сих пор остаются не разминированными.

В свое путешествия по Памирскому тракту мы отправились не самым коротким путём, а из Душанбе направились через горный перевал Хабуробот. Именно в этих местах в 1992-1993 годах шли очень активные боевые действия между правительством и оппозицией. И даже сейчас, спустя три десятилетия, по пути можно встретить остовы военной техники, следы попаданий в постройки. А также таблички с надписями «Эхтиёт бошед! Минахо», т.е. «Осторожно, мины».

Увидев их, я немало удивился и принялся расспрашивать наших водителя и гида по проводу этих табличек. И их слова удивили меня еще сильнее.

Оказывается, после окончания гражданской войны, никто даже не начинал разминировать многочисленные горные дороги и склоны. Почти десять лет мины оставались в грунте, и только в 2003 году из-за многочисленных случаев срабатывания взрывных устройств под копытами пасущегося на склонах скота, с этой проблемой начали что-то делать.

Причем, разминированием занимались даже не таджикские власти, а структуры ОБСЕ. И полное разминирование они не закончили даже спустя еще 20 лет, т.е. к нашему времени.

Вот, к примеру, как выглядит предупреждающая табличка о заминированном склоне на Хабуроботском перевале, прямо около километрового столба на обочине.

Водитель сказал, что сходить с дороги даже по малым делам, не следует от слова совсем. Риски велики.

Все дело в том, что во время тех события именно высокогорные перевалы служили основными путями перемещения хорошо знакомых с местностью антиправительственных сил. И боролись с их глубокими и внезапными рейдами тотальным минированием всех подступающих к единственной дороге склонов.

Разминировать огромные территории в таких удаленных от кишлаков местах, да еще и в горной местности, где мины может прятаться под каждый валуном, крайне трудоемкая задача.

Ну а одной из причин, почему еще долго после окончания тех события не разминировали перевалы, это сдерживание. Здесь не так далеко проходят границы с Афганистаном и Узбекистаном, контролировать которые полностью просто физически невозможно. Вот в целях сдерживания от проникновения вооруженных банд в то, послевоенное время, и решено было пока не трогать обширные минные поля…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек