Ученик Дьявола. Еще одна болгарская сказка.

Ну, раз читатели просили, а я обещала, то вот еще одна замечательная болгарская сказка, сюжет которой так или иначе гуляет у разных народов. Взята из сборника, составленного Николаем Райновым.

У одной матери был очень ленивый сын. Она отдавала его лучшим мастерам ему учиться разным ремеслам, но он все не хотел перенимать ни одной науки; он бежал от своего мастера, не работал сердцем, и никакого ремесла он не выучил. Наконец его мать решила отдать его в учение портному и повела сына из деревни в город, но погода была дождливой, дорога раскисла и идти по ней было сущею мукой для её старых ног.

Вот они и решились присесть на обочине дороги, чтобы отдохнуть у глубокого колодца.
Женщина от старости и от усталости с трудом присела и, садясь, от боли в пояснице выдохнула "Ох", как охают старики. А в колодце жил дьявол, чье имя было Ох. Вот он вышел из колодца и спросил женщину:
— Зачем ты меня зовешь, бабушка?
И, увидев рядом с ней сидящего мальчика, сказал ей:
— Этот мальчик тебе родной? Куда ты с ним собралась?

Женщина и отвечает:
— Я отдавала его много раз учиться разным ремеслам, он все время убегал. Так еще ничему и не научился. Теперь я веду его к портному, надеюсь, что хоть там мастерства переймет!
Дьявол сказал:
— Посмотри на это злое время! Такая старая и уставшая, по такой погоде, как ты дойдешь до самого города и обратно вернешься? Жива ли потом будешь? Дай мне мальчика в ученики, я буду учить его три года, хитрому ремеслу научу, а через три года приди сюда и возьми его!
Бабушка, не зная, какому ремеслу будет учить ее ленивого и упрямого сынка, отдала его колодезному в учение и домой пошла.
Дьявол опустил ребенка в колодец. На дне был перекресток, и каждая из четырех дорожек вела в отдельную комнату. В одну из этих комнат он и отвел своего нового ученика. А в той комнате мальчик увидел в комнате много сушеных детских голов на кольях, целую "портретную галерею" на дьявольский лад. Испугался мальчишка и спросил своего мастера, что это за головы.
— Это головы тех детей,которые не слушали и запомнили то, чему я их учу — ответил дьявол.
И чёрт начал учить мальчика. Испугавшись того, что он увидел, мальчик с большим вниманием слушал то, чему его учил дьявол, и смотрел, чтобы все запомнилось. Учил ребенка дьявол час или два, а потом пошел отдохнуть, потому что не только учёба, но и учение дело нелегкое. А пока муж отдыхал, в комнату вошла жена дьявола, и сказала ученику:

— Видишь эти головы? Они все парни вроде тебя, и были учениками моего мужа. Как только какой-нибудь мальчик хорошо узнает колдовское ремесло и покажет дьяволу, что он уже умеет все делать, так же легко и чисто как он, он убивает его от зависти и голову оставляет тут его голову. Дьявол не хочет, чтобы кто-то равнялся с ним в мастерстве или превзошел его. И ты, если жалеешь жизнь, учись и всё хорошо запоминай, но не показывай ему, что ты научился его ловкости. Он будет учить тебя и бить тебя вот этими кнутами, но ты терпи и не показывайся, что знаешь.

Так и поступил ученик. Ему очень нравилось изучать приёмы дьявола, он все слушал и запоминал, но перед мастером не делал ничего, из чего мог бы понять тот, что ребенок что-то уже начинает понимать в колдовском ремесле.

Дьявол преображался перед мальчиком в кролика, лису, корову, собаку, и разных других животных и делал еще кучу чудных дел, а ученик внимательно следил за тем, как это делает колодезный Ох, и когда он оставался один в своей комнате, сам делал то же самое, но на глазах своего учителя не показывал, что чему-то научился. Дьявол со злости крепко колотил его, а ученик стойко терпел, пока не понял, что полностью постиг дьявольское ремесло.
Так прошли назначенные три года. Пришла в конце третьего года женщина к колодцу — забрать своего сынка. Снова закричала:
„"Ох"! — и дьявол вышел из колодца. Ученик диавола также услышал голос своей матери, притворился дымом и вышел за своим мастером. Увидел дьявол, что мальчик умеет притворяться, как он, он решил вымолить его у матери еще как минимум на полгода, чтобы уж точно убить его.
И он начал говорить с ней.:
— Очень ленив твой мальчик, милочка: и кротостью учил его, и плёткою — ничего не помогает. Не слушает, не перехватывает. Три года учился, ничего не мог узнать из моего ремесла. Дай мне его еще хотя бы на шесть месяцев — еще немного поучу этого упрямца, а потом возьми: он все равно чему-нибудь, да научится.
Но мать не могла уже отпустить сына.

— Хватит, — сказала она дьяволу — Я больше не могу держать его в учениках; совсем стара и слаба я стала. До сих пор я зарабатывала на жизнь тяжким трудом: подметала, стирала, убирала в людских домах; но теперь уже не могу: старость меня одолела — и вижу уже плохо, и сил нет. Одна нива у нас есть, пусть придет отрок, чтобы пахать ее, сеять ее, и ему будет что есть, и ещё останется для меня. Я больше не могу жить одна с живым сыном, я старалась!
— Тогда, — сказал дьявол — оставь его мне хоть на три месяца!
— Я не оставляю его на день, — ответила женщина и повела мальчика в деревню.
И пошли они обратно через лес… Устала мать устала от ходьбы и присела на пенек у тропы отдохнуть.

А в ту пору по тропе ехал турецкий бей, собравшийся на охоту.

Мать увидела его, важного, на красивом коне, в дорогом халате, смотрящего на них сверху вниз, как на мелких насекомых, да и пожаловалась сыну, что, когда она работала в доме этого бея, он заставлял ее весь день работать, не давал отдохнуть, а если видел, как она скрестила руки от усталости, то заставлял слуг бить ее кнутом. Но это она рассказала сыну тихо, чтобы её слов не услышал этот большой человек.
— Хорошо, — сказал мальчик, — раз так, то я ему сейчас хорошо заплачу.

— Я, мать, обернусь борзой собакою, а он захочет меня купить. Ты попроси у него за меня тысячу монет и скажи ему, что ты продаешь меня, но вот ошейник мой не продавай, а себе оставь.
И мальчик превратился в красивую стройную гончую, запрыгнул на тропу, двинулся в кусты и выгнал крупную лису перед беем. Бей застрелил лису, и обрадовался своей удаче.

В это время женщина, как и уговаривались с сыном, вышла на тропу и позвала пса. Собака радостно заскакала вокруг нее.

У бея сразу глаза разгорелись, и просит он у женщины продать собаку собаку обещая любые деньги за такого ладного да красивого пса.
— Тысяча монет, — сказала крестьянка. — Но ошейника я не продам, потому что у нас дома другая гончая, так что для неё его оставлю.
— Ай, пустяки какие! — сказал бей. — Я закажу для своей новой гончей витой ошейник с серебряными бляшками, а эту старую веревку себе бери!
Отдал он ей кошель с деньгами и забрал пса, а женщина пошла дальше в свою деревню.

Отпустил бей гончую, чтобы собака снова показала свою прыть. Побежал пёс, выгнал волка, помчался за ним, а потом перескочила через одну, другую ограду, прыгнул в овраг, да и превратился обратно в мальчика. Тут и бей спустился на коне в низину, посмотрел туда и сюда — гончую нигде не видно.
— Эй, парень, ты видел здесь гончего пса?
— Я видел, сиятельный, — сказал мальчик. — Вот из этого оврага какая-то красивая собака гнала огромного черного волка. Они, должно быть, побежали к дальнему лесу.
Бей помчался в ту сторону, только пыль взвилась, а мальчик вышел на дорогу и догнал мать.

Шли они шли, и стали подходить к ярмарочной площади. Мальчик сказал:
— Мама, давай я притворюсь хорошей лошадью, а ты попроси за меня две тысячи монет. Но веревку, которая будет мне уздечкой, не продавай, ибо в ней моя сила: если ты продашь ее, я уже не смогу стать человеком.
Как только он произнес эти слова, перед крестьянкой заскакал высокий и мускулистый конь, сильный, молодой и буйный. Едва она могла удержать жеребца за узду. Когда на рынке увидали коня такой красоты, то сбежались все лошадники.
— Ты продаешь его, бабушка?
— Продаю, сынок.
— Сколько ты за него хочешь?
— Две тысячи грошей.
— Эх, дорого берешь!
Тот спросил, этот спросил, пришел конюх паши. И он тоже спросил, сколько женщина хочет за такую лошадь.
— Две тысячи монет — сказала она. Только веревку я не продаю. У меня есть еще одна лошадь в деревне, так что я свяжу ее.
Зачем мне веревка? — сказал конюх. — Паша купит этой лошади серебряную уздечку.
И он купил лошадь. Бабушка взяла две тысячи грошей и отправилась дальше в деревню с веревкой. А конюх отвез коня в конюшню и приказал слугам хорошо смотреть за ним, убирать и кормить обильно, чтобы паша обрадовался, увидев у себя такого жеребца.

Когда ночью все слуги уснули, лошадь превратилась в мальчика. Мальчик вышел из конюшни, отвязал лошадей других в конюшне и тихонько выпустил их, а сам побежал в свою деревню.

С тех пор мать и сын жили счастливо, отремонтировали дом и хлев, завели справную скотину, справили себе хорошую одежду и инвентарь, подлечили матери глаза и спину, но…. когда люди только-только начинают входить во вкус хорошей жизни, как назло, заканчиваются деньги.
— Что нам теперь делать? — обеспокоенно спросила женщина.
— Да всё то же, чему я учился — ответил мальчик. — Я притворюсь крупным и красивым волом, а ты отведи меня на рынок и попроси тысячу грошей. Но веревку не продавай!
Так и сделали. Мать отвела вола на рынок встала в ряды, где продавали животных. Многим нравился бык, но он показался им дорогим. Но так как дьявол повсюду искал своего ученика, то и он оказался там, притворяясь торговцем. Он-то догадался, что это его ученик притворился волом, и решил купить его, заколоть и сделать из него бастурму, ведь дьявол был очень зол на то, что этому мальчику удалось слишком хорошо изучить его ремесло. Подошел торговец к волу, посмотрел на него, да и спросил женщину, сколько она просит за свой товар.

— Тысяча монет, — сказала она.
— Это дорого, — сказал продавец. — Я дам тебе эту тысячу, если ты дашь мне веревку, которой связаны воловьи рога, потому что мне не на чем его вести.
— Веревка не продается — сказала женщина. Есть деньги на вола, найдешь денег и не веревку, на которой поведешь его.
— Сколько стоит веревка? — настаивал дьявол. — Я дам тебе ещё сто монет за неё: за эти деньги ты скупишь все веревки с этого базара.
— Это не продается, — сказала бабушка. — И тысячу грошей ты мне дашь, я тебе не продам.
— Хорошо, — сказал дьявол — я даю тебе сверху твоей цены ещё две тысячи монет, но с веревкой.
Застило серебро глаза у матери, и забыла она, что ей сказал сын. Как только она взяла три тысячи гроша у торговца за вола и за веревку, как тут же веревка выскользнула из ее руки, а по рынку побежал кролик: это мальчик притворился кроликом.

Но и торговец исчез в тот же момент: он превратился в охотничью собаку и бросился вслед за кроликом, чтобы поймать и разорвать его. Но кролик не долго увертывался от пса, и над рынком пролетела куропатка. Дьявол притворился соколом и стал настигать куропатку.

В это время у рынка одна девушка кормила кур у трактирщика. Ученик дьявола превратился в красное яблоко и упал на колени девушки, а она обрадовалась и спрятала яблоко у себя за пазухой.
В это время женщина ждала, ждала своего мальчика, но, не дождавшись его, пошла опечаленная до дома.

А диавол притворился портным, засунул за пояс себе аршин и ножницы, и подошел в девушке с яблоком.
— Милая, — сказал он ей, — давай я пошью тебе праздничную одежду, красавицей станешь первою на селе, от женихов отбоя не будет — такой я мастер, но ты дай мне за труд то яблоко, что спрятала у себя в груди.
— Хорошо, — сказала она. — Пойдем к моему дому, я дам тебе ткань.
Взял портной отрез, отмерил его, скроил и сшил для девушки одежду. Но как только она собралась вытащить из запазухи яблоко, мальчик превратился в просо и рассыпался по земле, смешавшись с пылью.

Увидел диавол великую хитрость ученика своего, и превратился в курицу с двенадцатью цыплятами; кура и птенцы начали клевать просо, пока не выклевали его до зерна. Дьявол думал, что уже съел мальчика. Но одно просяное семечко упала в црвулу (обувь такая) у девицы: не видели его ни цыплята, ни курица. И вот мальчик из семечка перекинулся лисой, и погнался за птенцами и квочкой, и растерзал их всех.
Так исчез диавол, который принялся учить мальчика, а ученик, выходит, перечертил и чёрта. А пока девушка стояла и удивлялась тому, что на её глазах творилось, как в сказке, лиса опять превратилась в мальчика — и он пошел в обратно в свою деревню.

Про то, пользовался ли ученик, перехитривший учителя и далее дьявольским мастерством, брал ли сам учеников, или честным крестьянским трудом зарабатывал себе на хлеб, вино и чорбу — история про то умалчивает, но известно, что легкие деньги так просто не отпускают…

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек