Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!0

Продолжаем знакомиться с городами России через призму советского монументального искусства. В этот раз отправимся в Нижней Новгород. Город, который одним из первых начал бороться с «серостью панелек» под лозунгом: «мозаичные панно — вместо архитектурных излишеств».

Советская мозаика в Горьком плотно связана с именами Валентина Любимова и Кима Шихова, посветивших заметную долю своих работ украшению города. В нашем развёрнутом материале вы познакомитесь с работами этих, а также других видных советских художников, а также сможете наглядно увидеть, с кем приходилось соперничать Евгению Синявскому, главному архитектору соседнего Дзержинска.

Несмотря на то, что главная архитектурная изюминка мозаичные панно на жилых домах, начать знакомство с советским наследием города я хочу с муниципальных зданий. Здесь тоже, есть на что посмотреть!

Самые узнаваемые и известные мозаичные панно Нижнего Новгорода встречают гостей города сразу по прибытии. Если, конечно, они едут поездом и высаживаются на Московском Вокзале. Интересный факт, но мозаика могла исчезнуть в ходе масштабной реконструкции вокзала в 2017 году, но её всё же, решили сохранить. Увы, такой подход встретишь не везде и в моём родном городе, мозаичные панно, украшающие вокзал, были утрачены во время масштабного ремонта в середине «нулевых».

Авторы: бригада В. Любимова, 1964 год
Адрес: площадь Революции, 2А (ЖД Вокзал Московский)
Годы: 1972-1973-й

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!1Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!2

Два монументальных панно украшают зал ожидания вокзала поражают детализацией. На панно, революционные сюжеты. Работы перекликаются между собой центральными образами, в одном случае, это обобщённый облик русской женщины, а в другом, профиль вождя мировой революции.

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!3Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!4Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!5

Любопытно, что изначально холл Московского Вокзала украшала Волга, Стрелка на одной стене и пара рабочего с колхозницей, на другой. Но затем пришло распоряжение сверху сделать революционный сюжет, мозаику скололи и работы начали заново.

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!6Неутвержденная версия мозаики в холле Московского вокзала, 1964-65 годы

Расписной фриз на фасаде здания словно яркий мазок на холсте, целиком меняет строгий образ типового здания в духе советского модернизма и превращает его в одну из городских достопримечательностей. Орнамент из узоров под хохлому и завитки перьев жар-птицы так Ким Шихов, видел русские народные художественные промыслы и, по мнению автора, данная мозаика, одна из трёх лучших его работ.

Автор: Ким Шихов
Адрес: Улица Большая Покровская, 43
Годы: 1972-1973-й

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!7Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!8

В 70-е годы прошлого века в СССР начали переосмысливать свои историю и перестали отрекаться от «дореволюционного прошлого». Эти изменения нашли отражение и в монументальном искусстве, когда среди строителей коммунистического будущего, в работах художников начали появляться и другие персонажи, например, из истории Древний Руси или фольклора.

Автор: Бригада В. Любимова,
Адрес: Улица Нахимова, 10а
Годы: 1972 год

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!9Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!10Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!11

На диптихе по заказу завода Двигатель Революции слева можно увидеть былинных богатырей и волжских бурлаков, а справа советских инженеров с чертежами и двигателем. Таким образом, единство пролетариата идёт в том числе и через века, что редко увидишь на более ранних работах.

Не стоит забывать, что практически все подобные панно согласовывали и в определённой степени цензурировали.

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!12Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!13

Не обошла «мода на мозаику» и центральное городское предприятие — автомобильный завод. Тут интересна как сама проходная, так и две бетонные плиты с мозаичными панно установленные по бокам аллеи напротив главной заводской приходной.

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!14

Возможно, пропорции на мозаичных панно вас смутят, но тут дело в том, что по задумке, мозаики должны были установить на двух высоких стелах, но что-то не сложилось и плиты были поставлены почти на землю.

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!15Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!16

Панно собирали с учётом перспективных искажений и на высоте, фигуры бы выглядели значительно менее коренастыми.

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!17Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!18Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!19

Мозаика на клубе моделирования не только занимаются всю стену, но и заворачивает за углы. Одной стены не хватило, для полной реализации художника Дмитрия Арсенина, коренного жителя автозаводского района Нижнего Новгорода. Мозаика на клубе моделирования одна из знаковых, как по уровню исполнения, так и по масштабу самого панно. По моему личному мнению, это самая интересная мозаика в «Нижнем».

Автор: Д. Арсенин
Адрес: Улица Фучика, 1
Годы: 1974 год

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!20Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!21Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!22

Мозаики возле главной проходной завода Сокол, мы нашли совершенно случайно. Информации о них я не нашёл ни в городских путеводителях, ни в репортажах других блогеров, интересующихся советской тематикой.

Адрес: Чаадаева, 1
Годы: 1960-е

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!23

А между тем, здешние панно крайне интересны как по сюжету, так и по технике выполнения. Мозаики сложены из крупных кусков плитки, но при этом достаточно пластичны и детализированы за счёт неравномерной окраски элементов. Главный интерес представляет панно на тему космоса, но лишь потому, что относительно других сюжетов соцреализма тема космоса в советской мозаике встречается чуть реже, чем остальные.

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!24Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!25Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!26

Ещё до того, как советская мозаика «вошла в моду» и мастерам за неё стали платить хорошие деньги, группа художников под руководством В. Любимова решает сделать особенными фасады домов в новом, опытном комплексном микрорайоне по улице Ванеева.

Мозаика собиралась сразу на заводе, но из-за экономии, художникам разрешили оформить всего несколько плит на каждый дом: вот такой «соцреализм-минимализм».

Автор: Художник В. Любимов
Адрес: Улица Ванеева, 82, 84, 86, 88, 90 и улица Васюнина, 1
Годы: 1966–1968 годы

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!27Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!28

Кто-то скажет, что работам не хватает пластики и детализации, но если смотреть снизу вверх — это практически незаметно.

Также не стоит забывать, что в 60-е годы почти все мозаики делали не из смальты, а их колотой плитки размером пять на пять сантиметров. Это накладывало серьёзные ограничения, такой пластики и детализации как с кусочками смальты, с таким материалом было не добиться.

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!29Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!30Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!31

И всё равно, считается, что мозаики в микрорайоне Нагорный–1 стали одним из лучших примеров советского декора жилых домов тех лет.

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!32Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!33

А как считаете вы? Напишите ваше мнение в комментариях. Большинство сходится во мнении, что поздние советские мозаики нуждаются в охране и защите, а вот касательно подобных, малых работ мнения расходятся.

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!34Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!35

Кто-то считает, что они не имеют большой культурной ценности, а кто-то, напротив, считает их даже более значимым артефактом ушедшей эпохи, чем относительно более новые панно из смальты 70-80х годов.

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!36Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!37Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!38

Полвека назад, в далёком 1964 году художники Дмитрий Арсенин и Анатолий Павлов вместе с архитектором Игорем Потаповым пришли к начальству Сормовского домостроительного комбината с предложением разработать и внедрить новую технику обработки и декора жб панелей.

Идея поступила от лица Союза художников, организации уважаемой, поэтому директору завода ничего не оставалось, как пойти творцам навстречу. Это пробные, опытные панели были размещены на улицах Большевистской и Энгельса. Ещё одна интересная работа авторского коллектива находится на Юбилейном бульваре, 14, но к сожалению, в прошлый мой визит в Нижний Новгород я не успел её заснять.

Автор: Художники Д. Арсенин, А. Павлов
Адреса: ул. Большевистская, 4; ул. Энгельса, 11; Юбилейный бульвар, 14
Годы: 1964 год

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!39Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!40Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!41

Ещё два торца панельных домов в Нижнем Новгороде были украшены по случаю значимых дат: панно на улице Заломова приурочили к юбилею Великой Победы, а панно на улице Ленина к 50-летию Октябрьской революции. Мозаики очень разные как по стилю, так и по содержанию.

Адрес: Улица Заломова, 15
Годы: 1960-е

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!42Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!43

В одном случае это строгая, по-армейски лаконичная работа всего в 4 основных цветах, а с другой стороны, яркая и жизнеутверждающая картина праздника жизни. Работы разные, но по сути, выполненные в одной технике и украшающие похожие, друг на друга дома. Наглядный пример того, как мозаика эффективно боролась с серостью и однообразностью советской застройки образца шестидесятых годов.

Адрес: проспект Ленина, 41
Годы: 1960-е

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!44Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!45Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!46

По улице Заломова есть ещё один пример советского монументализма в смешанной технике мозаики с сграффито. Сграффито, появилось раньше и представляет собой технику выскабливания слоёв штукатурки, обычно, трёх цветов. Иногда её дополняют мозаичные вставки как в этом случае.

После массового распространения смальты и появления моды на мозаику сграффито почти перестали появляться. Даже количественно, работа в данной технике намного меньше и это то, что определенно нуждается в защите и сохранении. Возможно, даже в большей степени чем мозаики.

Адрес: Улица Заломова, 13

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!47Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!48

Масштабное панно напротив стадиона «Старт» создавалось в рамках подготовки Летним Олимпийским Играм 1980 года. Сюжет работы отражает основные олимпийские виды спорта.

Автор: Бригада В. Любимова
Адрес: Улица Березовская, 118
Годы: 1977-й

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!49Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!50

Оформление проспекта Кораблестроителей оказалось, создавали на судостроительном заводе Красное Сормово. Удивительная история, на территории предприятия-гиганта был собственный панельный цех где мозаичные панно изготавливали в заводских условиях по эскизам художника Юрия Приданова. Сюжеты панно утверждались на самом высоком уровне в столице, лично министром речного флота.

Автор: Ким Шихов, Юрий Приданов
Адрес: Проспект Кораблестроителей, 3, 5, 7, 9
Годы: 1972-1973-й

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!51Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!52

Изначально, панно должны были занимать всю площадь торца дома, но у главного архитектора города было другое видение облика города. На этом фоне случился небольшой конфликт, в котором Юрий Приданов вынужден был отступить художественному чутью «большого начальника» и панно, на тот момент частично собранные были переделаны по новым эскизами.

Юрий Приданов был недоволен вмешательством в творческий процесс и самоустранился от работы, которую продолжил его коллега Ким Шихов.

Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!53Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось!54

Советское монументальное искусство — наше историческое наследие. Мозаики, сграффито и барельефы нуждаются в статусе памятника архитектуры не меньше, чем старинные дореволюционные постройки.

Надеюсь, вам понравилось наше путешествие по Нижнему Новгороду и вы подскажите мне другие образцы советского декора (особенно интересны старинные вывески), которые я мог упустить в данном обзоре.

Особенно интересны старые советские вывески, такие, без помощи коренных жителей города найти сложнее всего.

Прошлые репортажи по советскому монументальному искусству:

— Советская мозаика и сграффито в Дзержинске
— Остатки «более развитой цивилизации» в Перми
— Монументальное советское искусство в городе Ижевске

Общий тег проекта (все посты по теме): #sovcode

Ещё больше репортажей из заброшенных мест на нашем канале!

Вам может понравиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.