«Преступление и наказание» глазами Альфреда Хичкока

"Тварь ли я дрожащая, или право имею" — со времён публикации знаменитого романа Фёдора Достоевского, данный вопрос поднимался в различных произведениях культуры — от литературы до кинематографа.

И как мог бы пройти мимо этой темы Альфред Хичкок? Человек, который в своём творчестве жуть как любил копаться в человеческой психологии, пытаясь анализировать мотивацию преступников попутно изучая поведение жертв? Разумеется, не мог. Именно теме "Преступления и наказания" и посвящена одна из самых его спорных лент.

Фильм "Верёвка" на самом деле очень хорош — спорным я назвал его не потому, что он слабый. Такой ярлык к нему прицепили критики-современники: они обвинили режиссёра в чрезмерном увлечении технической стороной фильма (об этом ниже). Вдобавок заявили, что Хичкок якобы поддерживает… нетрадиционные отношения. Со стороны режиссёра эти эксперименты были очень смелыми — на дворе стоял 1948 год.

Сюжет прост в описании, но весьма сложен в своей сути: двое молодых людей решают совершить "идеальное убийство", выбрав на роль жертвы одного из своих друзей. Лишив приятеля жизни при помощи верёвки-удавки, они прячут бездыханное тело в сундук.

В тот же день убивцы затевают фуршет, приглашая на вечеринку в квартиру друзей, среди которых отец жертвы. Столом для фуршета выбран тот самый сундук, внутри которого таится страшная тайна.

Вся картина построена на диалогах. Самое интересное — снята она десятью крупными планами: то есть увидеть монтажную склейку здесь — редкость. Технически лента создана на высочайшем уровне — но многие критики того времени считали, что режиссёр увлёкся тем "как" рассказать историю, вместо того чтобы привнести больше фирменного "саспенса".

Спустя годы можно сказать — критики ошибались. Длинные дубли создают напряжение: игра в кошки-мышки, неосторожно оброненные слова, напряжённые позы, порождающие подозрение гостей. Полтора часа пролетают незаметно: мы узнаём, кто является невольным соучастником преступления, вместе с героями размышляем на тему "избранности" неких групп лиц.

Добавьте тот факт, что фильм снят в цвете — и можно понять: даже сегодня смотрится "Верёвка" невероятно круто, хоть и своей камерностью очень напоминает театральную постановку. Минусом могу назвать один момент — благо длится он всего несколько секунд. Речь о вступительной сцене, где нам сразу демонстрируют момент преступления: он снят в той самой, присущей Хичкоку неправдоподобной манере, с жуткими воплями и манерными кривляниями. Выглядит это совсем наигранно.

Но что поделать? Для этого мастера важней было показать душевные переживания своих персонажей, нежели реалистично показать акт насилия.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек