Первые века римской истории усы и борода были символом настоящей мужественности. Но со временем всё изменилось. Римляне были далеко не первым античным народом, считавшим растительность на лице несовместимой с подлинной цивилизацией. Мода на бритьё, причём не только лица, но и всей головы, возникла в древнем Египте среди жреческого сословия. Свои природные шевелюры египтяне считали некрасивыми, предпочитая носить парики. И только фараону полагалась изящно подстриженная бородка. Даже у царицы Хатшепсут она была — разумеется, накладная.
Греки и персы в древности тоже носили бороду и усы. Но Александр Македонский внедрил моду на чисто выбритое лицо. Сам он, из-за молодости, не мог похвастаться пышной растительностью на лице, и на фоне имевших густые бороды вельмож покорённой им Персии смотрелся совершенно несерьёзно. Поэтому он решил, что лучше вообще начисто сбрить усы и бороду. С этого времени бритое лицо стало отличительным признаком сначала приближённого Александра, потом поклонника эллинизма, а затем и просто культурного человека.
Однако в самой Греции традиция ношения бороды сохранилась. Персы и другие иранские народы под влиянием эллинистической культуры стали брить бороды, но при этом отращивали длинные усы. Римляне начали бриться относительно поздно — только когда появились дешёвые бритвы из сколько-нибудь качественного железа.
Традицию ходить с чисто выбритым лицом, чтобы отличаться тем самым от варваров, обычно связывают с личностью знаменитого римского полководца Сципиона Африканского. Он не только сам брился каждодневно, но и приказал то же самое делать своим солдатам.
С этого времени настоящий римлянин должен был быть гладко выбрит. Ношение бороды и усов стало считаться жутким анахронизмом. Позже, уже во времена Империи, бороды носили либо для эпатажа публики (например, пышная борода есть на статуях императора Коммода), либо в подражание греческим философам. Когда император Домициан приказал философу Эпиктету сбрить бороду, тот гордо ответил: «Цезарь может лишить меня головы, но не бороды!» В одном из своих текстов Эпиктет пишет о значении бороды: «Если человек продолжает бриться, чтобы быть похожим на приличного гражданина Рима, значит, философия не стала еще укладом его жизни: истинный философ отвергает общественные установки и поступает в соответствии с природой или разумом».
Римляне отмечали полное совершеннолетие юношей, которое наступало в 20 лет, ритуальным сбриванием первой бороды. Те римские граждане, кто мог себе это позволить, брились у профессиональных парикмахеров, которых называли тонзоры. От этого латинского слова происходит термин «тонзура», означающая чисто выбритую макушку головы у средневековых монахов. На надгробии одного древнеримского тонзора была выбита такая надпись: «Здесь покоится безвременно ушедший Пантагатус, который славился умением стричь вьющиеся волосы и брить, и лёгким прикосновением стальной бритвы снимал щетину с небритых щёк. Пусть земля будет пухом Пантагатусу и легко будет ему лежать в могиле. Он заслужил эту лёгкость, ибо лёгкой была его умелая рука».
Римляне придумали и собственный рецепт крема для бритья, который готовился из оливкового масла и уксуса. Но бритье с кремом было дорогим, уличные брадобреи обходились обычной водой. Среди эпиграмм известного сатирика Марциала есть и такая: «Тому, кто не желает попасть в преисподнюю, следует избегать брадобрея Антиоха. Эти шрамы на моем подбородке, если вы можете их сосчитать, возможно, напоминают шрамы на лице боксера. Однако они появились не по этой причине и не от острых ногтей свирепой жены, а от проклятой стали в руках Антиоха. Козел — единственное разумное животное, он носит бороду всю жизнь и не нуждается в Антиохе».
Но почему римляне, помимо бороды, начисто сбривали и усы? Этому есть вполне очевидное объяснение — усы без бороды были отличительным признаком иранских народностей, то есть жителей Парфии, с которыми римляне воевали несколько веков. Усатый человек в то время, скорее всего, был парфянином или скифом. И те, и другие для римлян являлись врагами. Усатое лицо в имперском Риме смотрелось бы столь же вызывающее, как узкие усики в сочетании с косой чёлкой в Москве, Лондоне или Нью-Йорке в годы Второй Мировой войны. Римляне иногда носили бакенбарды (например, император Нерон), иногда бороду, но не усы без бороды.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев