Почему хвалённые Т-72Б3 массово выходят из строя на танковом биатлоне?

Одним из самых обсуждаемых событий в мире вооружения на данный момент являются знаменитые состязания танковых экипажей под названием «Танковый биатлон – 2019». Мероприятие это, безусловно, очень увлекательное, зрелищное и полезное, если речь идет о тренировке навыков самих танкистов. Традиционно такие «нетрадиционные» биатлоны проходят на базе подмосковного учебно-тактического комплекса "Алабино", куда в этом году приехали экипажи из 23-х стран мира!

Соревнования позиционируются именно как соревнования экипажей, а не машин, т.к. выступают все на одинаковых танках – знаменитых «семьдесятдвойках» в модификации Б3. Исключением является разве что Китай, который на танковые игры гоняет свой собственный танк Type 96, близкий по характеристикам к отечественной машине (хотя бы потому, что сконструирован он был на основе нашего танка с заимствованием большинства узлов и агрегатов).

Танковый биатлон – это очень сложное состязание, которое предлагает экипажам проверить свои силы не только в стрельбе из различных видов оружия (гладкоствольная 125-мм пушка 2А46, спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет «Корд»), но и в скоростном маневрировании на местности, разбавленном всевозможными препятствиями (брод, курган, косогор, эскарп, противотанковый ров и др).

Кроме проверки мастерства экипажей из разных стран, биатлон также является и хорошей проверкой отечественного танка Т-72Б3, который в таких поистине экстремальных условиях обычно показывал себя с лучшей стороны. Каждая игра (назовем это так) чем-то запоминается, всегда происходит что-то необычное. Так вот игры 2019 года запомнились, прежде всего, массовым выходом из строя российских машин, причем машин нероссийских экипажей.

Задымился черным дымом танк иранского экипажа, встали, словно подбитые, после брода танки Судана и Кубы, экипаж Анголы неожиданно для себя столкнулся с неполадками главного орудия, а экипаж Армении – с неполадками пулемета. Будто какая-то массовая танковая лихорадка повисла над полигоном Алабино, подкашивая металлические машины одну за другой.

Возникает вопрос: в чем же причина таких поломок? Танковый биатлон по свой динамике и напряженности организаторы смогли максимально близко приблизить к боевым условиям, где подобные вещи просто недопустимы! В бою любая незапланированная остановка может приравниваться к поражению танка ПТУРом или снарядом вражеского танка.

Черную дымовую завесу, берущую начало в корме танка соотечественников, иранские эксперты объяснили "техническим" перегревом двигателя с утечкой масла. Сам же перегрев возник вследствие того, что экипаж не открыл жалюзи системы охлаждения. То есть в данном случае злую шутку с танком экипаж сыграл сам? Не могу сказать точно, но уверен, что в танке на этот случай предусмотрена какая-нибудь лампочка, мол, «эй, если вы не откроете жалюзи системы охлаждения, танк перегреется!». Уважаемые танкисты прошлого или настоящего, прошу вас в комментариях оценить эту ситуацию на свой профессиональный взгляд.

С Ираном более или менее разобрались. А как же целых четыре танка встали после брода? Варианты причин расходятся: кто-то валит всё на те же жалюзи системы охлаждения, которые мехводы забывали открывать после прохождения брода и двигатель перегревался, кто-то сетует на гидроудар. Как машина, предназначенная для ведения боя в самых суровых условиях, поймала на соревнованиях гидроудар? Четыре машины четыре гидроудара? Снова ошибка экипажа?

ТТХ танка Т-72 докладывает о глубине преодолеваемого без подготовки машины брода в 1,2 м (с предварительной подготовкой это значение возрастает до 1,8 м). Честно, не знаю, какой глубины брод предлагает биатлон, но я не думаю, что это какие-то запредельные значения. Была бы проблема с бродом, встали бы остальные танки остальных команд. Скорее всего и здесь роль сыграл человеческий фактор.

Таков он, танковый биатлон. Здесь любая ошибка экипажа может стоить выхода танка из строя. Особенно туго с этим дело обстоит у наших арабских коллег, которые то пушкой землю зачерпнут (Кувейт в 2017 году), то танк многотонный кверху дном перевернут (Кувейт в 2015 году).

Складывается ощущение, что многим зарубежным экипажам просто не хватает опыта в эксплуатации танков Т-72. Если вспоминать все биатлоны, пальцев на руках и ногах не хватит пересчитать все подобные огрехи. Все эти ошибки легко объясняются тем, что многие страны просто неспособны финансировать в должной мере качественное обучение своего личного состава.

Чего уж говорить, даже в нашей огромной и сильной стране с этим есть проблемы. Это на биатлон лучших из лучших выставили, которые все эти трассы уже сотни раз прокатывали, а сейчас и с закрытыми глазами пройдут. А воткни какой-нибудь средний экипаж (который по уровню будет сопоставим с лучшими из того же Кувейта), так он тоже обязательно допустит ошибку, да хотя бы от волнения.

Подытожим наш разговор знаменитой поговоркой, немного подогнанной под танковые реалии:

СДУРУ МОЖНО И ТАНК СЛОМАТЬ!

Друзья, хочу вам напомнить, что в вашем распоряжении имеется также группа Вконтакте, в которой будут публиковаться ссылки на актуальные статьи, а также Инстаграм, в котором тоже имеется много интересного!

Спасибо за просмотр!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек