Платон — выйди вон!

Итак, времена чтения с фонариком под одеялом, когда "дать почитать" нечто официально неодобряемое воспринималось как знак дружбы и сердечного доверия, а так же становилось поводом для "ссоры навек" из-за не отданной вовремя книги к нам возвращаются!

«Мегамаркет» подтвердил «Ъ», что маркетплейс изъял из продажи книги, указанные в списке ограничений в связи с законом о запрете пропаганды ЛГБТ, а в этом всеохватном списке оказались и классики — ведь в разряд "опасных для нравственности" попали произведения Федора Достоевского, Стивена Кинга, Харуки Мураками, Марселя Пруста, Оскара Уайльда, Стефана Цвейга и других.

Достоевский написал "Неточку Незванову", Уайльд — "Портрет Дориана Грея", философ Платон — "Пир", Джованни Бокаччо — "Декамерон", а Марселя Пруст — "В поисках утраченного времени", Т. Манн "Смерть в Венеции", У. Берроуз "Дикие мальчики", Ивлин Во "Возвращение в Брайтсхед", а еще в списке Стивен Кинг, Чак Паланик, Владимир Сорокин, Ирвин Уэлш, Стивен Фрай, Патриция Хайсмит, Харуки Мураками, и множество других.

За Платона, конечно, особенно обидно.

И, да, я читала практически всех "попавших в проскрипции" классиков, причем брала эти книги еще с полок высоконравственных советских библиотек, и это никак не повлияло на меня в плане выбора нынче всех так тревожащих предпочтений — я в этой области до ужаса банальна.

И ни разу не слышала о человеке, ставшем вдруг путать двери под влиянием творчества Оскара Уайльда.

Соглашусь, что хороший запрет только повышает спрос и уже готова представить себе студентов, где-нибудь на природе, вдали от лишних глаз и ушей обсуждающих, имелись ли какие-нибудь материальные свидетельства существования "нежелательных" андрогинов, кроме легенд, слышанных где-то стариком Платоном.

Суть мифа об андрогинах, если опираться на Платона, в том, что когда-то очень давно существовала могущественная раса, представители которой содержали в себе сразу оба два начала — мужское и женское. Это и были андрогины. Они были так сильны, что посягали даже на власть богов, богам это естественно не понравилось, но в великом милосердии своем небожители удержались от полного уничтожения соперников, но коварно разделили их души пополам и теперь половинки обречены искать себе настоящую пару, чтоб вернуть себе настоящую силу.

Собственно, если верить Платону, — любовь между мужчиной и женщиной — это жажда целостности, стремление к достижению утраченной гармонии, а образ андрогина выражает бытие в его идеальном, равновесном состоянии.

То есть Платона можно воспринимать как пропагандиста взаимодополняющих отношений в крепком браке, ибо только в нем можно победить языческих богов-разделителей, но древний Платон дал слабину, характерную для большинства античных авторов, в сторону того, что "духовными половинками" могут быть не только разнополые, а так как дух — важнее, вот и…

Но ведь большинство-то людей, оно какое?

Обычное. И ведь не смущали эти Платоновские откровения ни средневековых церковников, ни поколения изучавших Платона после… Правда, монахов могли от целибата отвлечь — но ведь в хорошем же смысле!

А у нас не то… Мы — на страже!

Отчего-то вспомнилось возмущение Горького, крайне зло критиковавшего попытку гражданки Крупской "навести порядок" в круге чтения стремившегося к просвещению пролетариата.

Старуха считает такими книгами труды Платона, Декарта, Канта, Шопенгауэра, Спенсера, Маха, Евангелие, Талмуд, Коран, книги Ипполита Тэна, В. Джемса, Гефдинга, Карлейля, Метерлинка, Нитчше, О. Мирбо, Л. Толстого и еще несколько десятков таких же «контрреволюционных» сочинений.

Лично для меня, человека, который ВСЕМ ЛУЧШИМ СВОИМ ОБЯЗАН КНИГАМ и который любит их едва ли не больше, чем людей, для меня — это хуже всего, что я испытал в жизни, и позорнее всего, испытанного когда-либо Россией.

Так что Платону у нас в стране периодически достается. Он, наверное, привык.

А теперь хочется задать вопрос — неужели составлявшие эти чудные списки, и побежавшие бегом изымать Литературу не понимают, что об этой восхитительной мере по защите общественных нравов уже стало известно во всем остальном мире, где и Платон и Достоевский, и Цвейг и Уайльд пользуются заслуженным почетом?

Кем теперь выглядят "наследники великой русской культуры", бодро отменяющие не только культуру мировую, но и классика собственной?

Вопросы, вопросы…

А с другой одаренных стороны учить — только портить. Не испортимся же!

Завершу я статью одной многозначительной иллюстрацией сути, которую все равно не спрячешь. Книгу вы, уверена, узнали.

Самое интересное, что после поднявшегося шума список книжных проскрипций подчистили, реабилитировав проверенных временем на "безвредность" классиков, но ведь тут как в известном анекдоте про ложечки и оставшийся осадочек.

Осадочек остался, и, боюсь, въестся теперь надолго.

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек