Переговоры с позиции силы/О забытом предложении контр-адмирала Рожественского

Слушаю потрясающе интересную беседу на великолепном и, пожалуй, любимом моем канале TaktikMedia: https://tacticmedia.ru, военных историков Федора Лисицына и Алексея Исаева, Русско-японской войне посвященную: Федор Лисицын. Алексей Исаев. Поход 2-й Тихоокеанской эскадры. Часть 3. Боеприпасы и другие проблемы — YouTube.

В ролике по ссылке речь о движении Второй Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Зиновия Рожественского; точнее, о ее остановке на Мадагаскаре, где наши корабли находились с 28 декабря 1904 по 16 марта 1905 года.

Там же, во французской колонии, русские моряки узнали о гибели порт-артурской эскадры, а потом и о падении самого Порт-Артура – 20 декабря 1904-го. Не в последнюю очередь по данным причинам Рожественский обратился с предложением к командованию начать переговоры с империей Восходящего солнца о мире. Но.

Но с позиции силы. Русская эскадра – существенная угроза военно-морской мощи Японии. Николай II ответил адмиралу лично 25 января 1905 года, подчеркнув, что в задачу эскадры Рожественского входит овладение Японским морем. К чему это привело – известно. Замечу, что оставивший интересные – рекомендую! – воспоминания великий князь Александр Михайлович – внук Николая Iи профессиональный военный моряк, несколько раз предостерегал императора от отправки эскадры в Порт-Артур. Бесполезно.

А теперь, уважаемые читатели, давайте абстрагируемся от постзнания и представим, учитывая инерцию мышления, обусловленную опасениями со стороны японцев России, реакцию Токио на предложение о мире, поступи оно с нашей стороны, при наличии Второй Тихоокеанской эскадры на Мадагаскаре. Да, ответ Мэйдзи мог быть и отрицательным. Но мог быть и иным. В зависимости от искусства русских дипломатов, разумности их предложений и выбранной тональности.

Все-таки, повторю, определенный стереотип восприятия России как более мощной державы в японском военно-морском флоте присутствовал, равно как и понимание очевидного: военное счастье на сухопутном театре переменчиво. Напомню: Мукденское сражение, в ходе которого маршал Ояма попытался устроить генерал-адъютанту Куропаткину «Седан», начнется только 19 февраля 1905 года.

Словом, основания на согласие противника начать переговоры были весомыми; причем в январе 1905-го мы могли их вести еще с позиции силы.

Мораль? Она – в упущенных возможностях.

Ремарка: Рожественский не дождался на Мадагаскаре обещанного ему дополнительной партии снарядов – доставили уголь и… сапоги. Снаряды? Снаряды отправили… по железной дороге во Владивосток. Вам это ничего не напоминает?

Если Вам понравилась статья— подписывайтесь на мой канал .

Игорь Ходаков

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек