В России Роскомнадзор активно закрывает интернет-ресурсы, которые предоставляют каждому возможность делиться своим мнением, находить собеседников и демонстрировать свои интересы. Особенно это касается людей, испытывающих трудности с социализацией по медицинским показаниям. Одинокий человек может просто выйти и посетить какое-либо мероприятие: клуб, вечеринку, религиозную организацию, заняться волонтерством или сменить место работы.
Мы — инклюзивная семья: моя жена — инвалид 2-й группы с детства, а я ее сопровождающий. Мы исследуем и развиваем тему блогерства как инструмента социальной реабилитации.
Что такое социальная реабилитация и инклюзия.
Определение термина социальная реабилитация
Сначала рассмотрим определение понятия Социальная реабилитация из официальных источников, которое затем было перенесено в Википедию.
Социальная реабилитация — совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, который включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.
По сути, социальная реабилитация заключается в том, чтобы помочь человеку стать нужным и/или интересным для кого-то. То есть интегрироваться в общество.
Определение термина инклюзия
Теперь определим инклюзию:
Инклюзия, если простыми словами, — это включенность людей с ограниченными возможностями в общественную жизнь.
Теоретически инклюзия является инструментом социальной реабилитации. То есть вовлечение в общество.
Проблемы социальной реабилитации и инклюзии
На практике существуют государственные или общественные инклюзивные организации, куда могут прийти люди, нуждающиеся в социальной реабилитации, и где имеется инфраструктура для лиц с ограниченными возможностями. Это может включать пандусы для доступа на инвалидных колясках, надписи на шрифте Брайля, широкие коридоры для удобного прохода людей с ограниченной подвижностью в сопровождении.
Основная проблема, актуальная не только для России, но и для других стран, заключается в том, что 30-летнему мужчине с ДЦП, матери с трехлетним больным ребенком и подростку с аутизмом сложно найти общие интересы.
Эта проблема решается созданием специализированных организаций: одна для людей с ДЦП, другая для тех, кто страдает аутизмом, третья для людей с синдромом Дауна и отдельная для незрячих. Однако проблема в том, что таких людей не так много, и их необходимо как-то доставлять с больших расстояний в одно место.Но не все согласны ехать два часа на социальном такси ради настольных игр.
Существует еще одна проблема: например, у меня энцефалопатия смешанного генеза, то есть я не аутист, не имею синдрома Дауна, не страдаю ДЦП и даже не слепа. В то же время у меня есть некоторые незначительные проблемы с психикой, движениями и зрением. Так куда мне идти? Только в интернет! Теоретически, я хожу нормально, и даже у меня бесплатный проезд в транспорте, но я не подхожу под критерии большинства организаций, особенно после того, как мне исполнилось 35 — я уже не молодой инвалид, но и не активный пожилой человек. Кроме того, играть в настольные игры для меня — это просто трата времени. А создание контента — это интересно и нужно, как минимум для меня и моих зрителей. У меня их много.
Я уже не молодой инвалид, но еще не активное долголетие
Интернет как средство социальной реабилитации
Проблему социальной реабилитации и инклюзии помогает разрешить интернет. В отличие от общественных организаций, интернет предоставляет совершенно новые возможности:
- нет необходимости физически перемещаться куда-либо, что особенно актуально для тех, у кого имеются проблемы с передвижением из-за заболеваний
- можно находить подходящие ресурсы, зрителей и единомышленников, находящихся на большом расстоянии, возможно, даже за границей.
- можно не просто быть участником мероприятий, а самим что-то создавать и делиться этим с окружающими. И это является самым важным. Потому что взрослый человек понимает, что вышивание крестиком и пение в хоре в инклюзивной организации никому не нужно и делается только для освоения бюджетных и спонсорских средств, а также для занятости целевой аудитории.
Интернет дал новые возможности для реабилитации инвалидов
Термин инвалид морально устарел после того, как интернет достиг такого уровня, что в нем стало возможно эффективно работать, развлекаться и общаться. Таким образом, недостатки человека, из-за которых он изолирован от общества и имеет ограниченные возможности, стали менее актуальными. Какая разница, есть ли у человека руки, ноги или глаза, если он представляет себя обществу через текстовый, аудио или видео контент, в котором эти части тела не задействованы? Зато для того, чтобы добраться до офиса и вести офисную жизнь, предъявляются довольно высокие требования к организму, а для выполнения трудовой функции иногда достаточно просто лежать в постели и что-то говорить. Или двигать мышью рукой, которая способна лишь это.
Следовательно, после утраты определенных функций интернет вновь превращает человека с особенностями в инвалида! Был YouTube — был особенный, пропал YouTube — стал инвалид.
Что теряет инвалид от блокировки ресурса?
Мы будем использовать термин инвалид, так как после блокировки определенного ресурса, человек с особенностями вновь становится инвалидом, то есть не полноценным. Без этого ресурса он не может общаться, трудиться, получать необходимую информацию, развлекаться и даже оказывать помощь близким.
Инвалид, у которого отняли интернет
Представим себе человека с особенностями, страдающего ДЦП, который живет с мамой и не выходит из дома из-за здоровья. Однако у него есть интернет и не просто интернет, а YouTube. На этом YouTube он что-то смотрит, комментирует и публикует свой контент. Также он общается в прямом эфире, когда хочет поговорить. У него есть Discord, где он в виртуальном мире компьютерных игр путешествует с друзьями. После блокировки YouTube и Discord этот человек потерял всё! Он несколько лет строил свою жизнь вокруг этих технологий и после блокировки ресурса потерял все. Утрата YouTube и Discord для него гораздо более тяжела, чем потеря бесплатной инвалидной коляски, на которой ему просто некуда ехать.
Почему нельзя заменить YouTube российским аналогом.
Те, кто блокируют иностранные интернет-ресурсы, рассчитывают на развитие отечественных аналогов. Однако, почему-то это не срабатывает. Причем это касается не только интернета, но и промышленности. Нельзя просто создать за год с силами одной страны то, что разрабатывалось несколько лет всем мировым сообществом.
Старые наработки
Это не срабатывает, потому что на старых платформах у этого человека уже есть накопленные подписчики, постоянные зрители и какие-то внутренние бонусы конкретного ресурса. На новом ресурсе ничего этого нет.
Социальные контакты
С заблокированными ресурсами человек теряет все свои социальные связи. Кто-то обходит блокировки, кто-то живет за границей и ему блокировки не страшны, кто-то ушел с ресурса из-за блокировки.
Аналоги хуже оригиналов.
Невероятно, но факт: то, что предлагается в качестве аналогов, на самом деле не является заменой. Например, YouTube нужен, чтобы ваши видео смотрели другие. Иначе зачем снимать, если никто не смотрит? И вдруг оказывается, что видео, которое в YouTube набирало тысячи просмотров, в RuTube набирает всего лишь единицы. То есть RuTube хуже YouTube в 1000 раз!
Кто не преодолел блокировки, тот пропал.
Таким образом, те, кто не смогут обойти блокировку, скорее всего, будут лишены технических средств для социальной реабилитации и столкнутся со стандартными проблемами инвалидов: депрессией, злоупотреблением веществами, деградацией личности.
Предложения к тем, кто предлагает переходить на другие ресурсы.
Лично нам, как блогерам, т.е. активным пользователям интернета, предложение переходить на другие аналогичные ресурсы кажется аморальным. Мы предлагаем чиновникам, которые блокируют и предлагают переходить на аналоги, самим перейти на аналоги:
- А вы замените вашего кота на любого рандомного кота из приюта, он же точно так же мяукает.
- А вы замените вашу собаку на рандомную дворнягу из приюта, она так же лает и виляет хвостом.
- А вы замените вашего ребенка на какого-нибудь обитателя детского дома, желательно тяжелого инвалида, он так же будет называть вас мамой.
- А вы замените ваше окружение на дружный коллектив обитателей тюремной камеры, это же тоже люди.
Не хотите? Вот тогда и не предлагайте заменить YouTube на RuTube!
На защиту YouTube призвали Бога.
Мы интересуемся религией и заметили, что верующие люди после каждой блокировки какого-либо интернет-ресурса начинают усердно молиться Богу (или иным сверхъестественным сущностям) о помощи в восстановлении доступа к этому ресурсу. И помощь от Бога приходит, о чем свидетельствует появление новых и новых способов обхода блокировок.
Зачем верующим людям YouTube?А все просто — его используют для прямых трансляций богослужений и распространения религиозного контента. Многие последователи религии проживают в разных городах и странах, и интернет для них является средством совместной молитвы. А существующие зрители — это последователи религии. И это справедливо даже для православия в редакции Гундяевской РПЦ.
К слову, мы православные христиане, и в самых разных соцсетях периодически находим, как православный священник, служащий в храме в русской глубинке, где прихожан просто нет, находит свою паству в заблокированных в России YouTube, Instagram и TikTok. И на таких священников есть запрос в обществе, так как у него есть время поговорить с виртуальным прихожанином о духовности, а виртуальный прихожанин может ему подонатить, т.е. перевести деньги, используя различные средства электронных платежей, которые сейчас также активно блокируются.
Таким образом, чиновники, блокирующие YouTube и другие интернет-ресурсы, посягают на святое! По сути, они действуют как гонители религии, которые на словах не против религии, но на деле закрывают храмы, тем самым вызывая на себя гнев Бога, а, возможно, и гнев последователей религии.
Какие перспективы.
YouTube далеко не первый ресурс, который был заблокирован в России. Мы предполагаем, что, как и другие ресурсы, он будет разблокирован теми, кому он необходим. Остальные же найдут не замену, а доступ к некоторому количеству контента, который был недоступен после блокировки YouTube.
Скорее всего, с YouTube на другие платформы будут перенесены крупные медийные проекты, и за их счет посещаемость заблокированного YouTube снизится, а чиновники смогут отчитаться о успешно проведенной работе, в то время как владельцы отечественных ресурсов получат свою аудиторию.
Нас больше всего интересует целевая аудитория, т.е. люди, использующие заблокированный ресурс как средство социальной реабилитации. И, скорее всего, большинство из них найдут технические средства обхода блокировки, ведь инвалид — это ветеран борьбы за выживание, и блокировка YouTube — не самое сложное испытание в его жизни. Возможно, даже инвалиды, как наиболее заинтересованные, станут лидерами в распространении и разработке способов обхода блокировок.
Кто-то не сможет обойти блокировки, и, вероятно, их возможности социальной реабилитации сильно сократятся, и из блогеров они превратятся в скучные фигурки на пуфиках. Такое мы уже наблюдали у некоторых тиктокеров и инстаграмщиков. Их «сбили на взлёте», и когда им помогли обойти блокировки, они больше не вернулись к блогерству. Пропало желание, и нашлась замена. Бухать и смотреть сериалы по телевизору проще, чем вести свой блог в интернете.
Если вам понравилась статья — поставьте лайк.
Если у вас есть мнение на тему статьи, напишите его в комментарии.
Отдельное спасибо за материальную помощь!
Мы — Колян Платков и Лена Магадан, независимые православные блогеры с богословским образованием.
Все наши ресурсы (мультиссылка)
- Прямые эфиры по пятницам с 21:00 до 24:00 МСК
СБЕР-донаты: 4817-7603-3740-5579
и донаты во время эфира: www.donationalerts.com/r/platochekg