«Впервые в греческом искусстве Каламид предпринял попытку изображения духовности женщины».
(с) Л.И. Акимова, «Искусство Древней Греции: Классика».
Однажды к древнегреческому скульптору Каламиду, жившему в Афинах, пришёл знатный и богатый заказчик по имени Каллий. Он хотел бронзовую статую богини Афродиты, но в необычном даже для привычных ко всему античных скульпторов стиле. Каламид до того ваял голых мужчин, как правило, богов. Его клиентам были нужны изображения их божественных покровителей, изваяния простых смертных в то время были не в тренде. Но заказчик сказал, что стиль Каламида ему по вкусу.
Гермес с бараном. Римская копия с греческого оригинала V в. до н.э.
Недавно Каламид сделал для города Танагры статую бога Гермеса, несущего барана. Танагра славилась своими террактотовыми изделиями, но местные мастера требовали за них огромные (по мнению покупателей) деньги, поэтому желание поставить в тамошнем святилище бога-покровителя воров вся остальная Греция восприняла с пониманием.
Афродита и Арес. Александр Шарль Гильмо
Скульптор пытался объяснить, что он ваяет отнюдь не девушек, а мужей в классической и даже несколько архаической стилистике. Каллий отмёл его возражения следующим аргументом: баран, которого нёс на плече Гермес работы Каламаида, смотрелся как живой. Значит, и женщина у него получится.
Агора в Афинах на иллюстрации XIX в.
Отказать знатному заказчику, да к тому же живущему в том же городе, было чрезвычайно сложно. Но и требования к скульптуре тот выдвигал очень непростые. Ему была нужна не просто Афродита, а Афродита Сосандра, да к тому же ещё и Анабеблемена. Каламид в итоге согласился, изваял требуемую скульптуру, и довольный Каллий выставил её на Агоре (главной городской площади). На постаменте была выбита сигнатура (посвящение) с именем заказчика и исполнителя этой статуи.
Венера (Афродита) Каллипига из Золотого дома Нерона, II в. н.э.
Афинянам статуя богини тоже очень понравилась, впоследствии её перенесли с площади на Акрополь. Даже грубые римляне, увидев изваяние Афродиты Сосандры, прониклись величием греческого творения и стали делать её копии в больших количествах. Археологи нашли целых 25 мраморных изваяний, копирующих эту скульптуру Каламида, а сколько их было всего и сгинуло за прошедшие тысячелетия — никто не знает. Лучшая из этих копий сейчас хранится в Неапольском музее.
«Афродита в садах». Римская копия скульптуры Калимаха V в. до н.э.
Афродиту, как богиню любви, обычно изображали в как можно более привлекательном и как можно менее одетом виде. Даже когда на ней было какое-то подобие одежды, она лишь подчёркивала её фигуру, а также приоткрывала различные части тела, вызывающие неподдельный интерес зрителей мужского пола. Но Афродита работы Каламида была совсем иной.
Афродита Сосандра, римская копия II в. н.э.
Скульптор изобразил богиню укутанной с головой в плотное покрывало. Открытыми оставались лишь её лицо и левая ладонь. И выражение лица скульптуры было отнюдь не легкомысленным, а скорее грозным и торжественным. Так обычно изображали суровых богинь, вроде Геры, супруги Зевса, а не Афродиту. Почему же творец создал именно такой образ богини любви и главное — почему результат понравился не только заказчику, но также афинянам, всем грекам, а потом ещё и римлянам?
Богиня любви в представлении современного художника
Разгадка заключается в названии этой скульптуры. Слово «Анабеблемена» означает всего лишь «с покрывалом на голове», а вот «Сосандра» — это одно из священных имён богини. Любовь, как известно, может быть гибельной. В таком случае древние греки говорили, что это проявление Афродиты Андрофонос (в буквальном переводе «убивающая мужчин»). Но любовь может и спасать, за этот аспект отвечала именно Афродита Сосандра, «спасающая мужчин».
Голова Афродиты Сосандры крупным планом
Такой любви, считали в античности, присуща не бесстыдная нагота, а напротив — скромность. Именно поэтому Афродита, созданная Каламидом, кутается в плотное покрывало. Она смотрит на зрителя не с распутной улыбкой, а с серьёзным выражением лица, ведь спасение жизней и душ — не повод для шуток. Правую руку она прячет под одеждой, а левую протягивает вперёд, чтобы гибнущий от страсти мог за неё ухватиться.
Римский бюст Венеры Сосандры, II в. н.э.
Афродита Сосандра символизировала очень важный аспект любовного влечения: не юношескую страсть, а глубокое чувство. Оно проявлялось не в безрассудных поступках, а напротив, в продуманном и серьёзном выстраивании отношений и последующей семейной жизни. Поэтому греческие и римские родители, которые хотели своим детям благополучия и крепкой семьи, молились этой богине. Каламид сумел создать её зримое воплощение, чем обессмертил собственное имя.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев