Еще в 1999-м артист получил свою первую награду за участие в коротком метре — на Международном студенческом фестивале ВГИК. Однако широкой популярности Андрею Мерзликину пришлось ждать до 2003-го, когда на экраны вышел «Бумер».
Андрей Мерзликин появился на свет в подмосковном Королеве в семье водителя и бухгалтера. Несмотря на серьезную профессию, мама артиста была настоящей авантюристкой — учила сына стоять на голове и руках, чтобы по-новому смотреть на мир, заступаться за себя в драках с одноклассниками и лично решать возникающие проблемы. За этот стержень здорового риска и хулиганства Андрей впоследствии не раз благодарил родительницу.
В детстве Мерзликин всерьез мечтал стать космонавтом, так что занимался спортом ради улучшения физических данных. Окончив восьмилетку, парень поступил в техникум космического машиностроения, однако к выпускному передумал бороздить просторы Вселенной. С дипломом радиотехника Андрей отправился получать высшее образование в Государственную Академию сферы быта и услуг.
Все перевернулось, когда на дружеских посиделках парень услышал про ВГИК и МХАТ. Мерзликину очень захотелось попасть в удивительный мир актерства, вот только вступительные испытания он провалил. Как же Андрею Ильичу удалось стать артистом? Обо всем этом и не только — в честь 50-летия звезды в нашем материале.
Ложь во благо
Лихие 90-е запомнились артисту не только появлением в городах преступных группировок, но и семейной драмой: в 1992-м у мамы Мерзликина диагностировали рак в четвертой стадии. Родительница перенесла сложную операцию, и оставалось лишь ждать, справится ли организм с недугом. Как впоследствии отмечал Андрей Ильич, бойцовский дух, вера и нежелание оставлять двоих детей сиротами позволили женщине совершить невозможное.
«Через 10 лет после того страшного диагноза ты не просто выжила, а заставила отступить болезнь, выучилась на новую профессию и сделала карьеру! Врачи сняли с тебя категорию инвалидности со словами: «Вам надо работать», — писал Мерзликин в микроблоге слова восхищения, поздравляя маму с очередным днем рождения.
Но вернемся в 90-е, где наш герой осознал, что не хочет работать в сфере услуг и устремил свой взор к новым горизонтам. Когда конкурс во ВГИК парень завалил, то решил все равно прийти в вуз 1 сентября, чтобы посмотреть, кого приняли в студенты вместо него. Со всеми Андрей вошел в аудиторию и… остался на лекции.
«Они даже не знали. Через месяц пришел декан факультета и спросил: „А кто у вас староста группы?“ Я думаю: „Ну все“. Встал медленно и говорю: „Я“. — „А вы кто?“ Я говорю: „Андрюша Мерзликин“. — „Что вы здесь делаете?!“ Такой скандал был. Месяц прошел, уже были первые отрывки, сцендвижение, сценречь. Я уже успел все это понять и полюбить», — делился актер в интервью Вячеславу Манучарову.
Мерзликин признавался, что все произошло не от большой наглости, и он не уверен, что смог бы повторить подобный опыт. «Евгений Арсеньевич Киндинов, мой мастер, сказал: „Ну знаете, для этой профессии такие качества очень даже подходят. Будешь вольным слушателем?“ И меня оставили. Первый год я ходил вольным слушателем. К концу первого курса бывает отсев профнепригодных. Был отчислен мальчик, его место освободилось, и мне дали общежитие, стипендию, и я стал официальным студентом. Мне еще дали повышенную лужковскую стипендию», — отмечал артист.
Долгий путь к славе
Попадание в число лучших студентов еще не обеспечивало блестящей карьеры, и в случае Мерзликина, дорога к славе действительно была долгой и трудной. После выпуска он засветился в международном театральном проекте «Отель „Европа“», с которым колесил по фестивалям в Вену, Авиньон и Стокгольм.
10 лет актер служил в Московском драмтеатре под руководством Армена Джигарханяна, играя в спектаклях «Женитьба Фигаро», «Ревизор», «Три сестры» и «Пороховая бочка», однако роли в основном были второстепенными.
Короткометражка «Как я провела лето» принесла артисту награду на Международном студенческом фестивале ВГИК, но не громкую славу. Не получилось запомниться зрителям и эпизодами в картинах «Любить по-русски 3», «Старые клячи» и «Невеста по почте». Зато участие в криминальной драме «Бумер» сделало Мерзликина звездой в одночасье. «Сначала Петр Буслов предложил мне эпизодическую роль дембеля. Но я хотел играть Димона. Завоевать роль удалось благодаря сценам с трюками, с которыми я справлялся сам», — отмечал актер.
Картина собрала более миллиона долларов в прокате, зрители массово ставили на звонок мелодию Сергея Шнурова, ну а Андрея Мерзликина запомнили как единственного выжившего героя боевика — Димона Ошпаренного. При этом критики обошли фильм премиями, так что основной наградой для актеров оказалась народная любовь.
Как часто бывает, у славы имелась и обратная сторона. «После первого показа в Пушкинском кинотеатре зажегся свет и тысяча зрителей посмотрели на меня с таким осуждением, которого я не видел в глазах людей больше никогда. В зале стояла тишина, — вспоминал Мерзликин. — Хотя картинка имела колоссальный успех, нас не брали сниматься два-три года. Нас не рассматривали как актеров — считали, что мы пришли в кино с улицы. Пришлось искать новый старт».
После успешной премьеры фильма артиста настигли и другие невзгоды. Некоторые члены съемочной группы «Бумера» отправились вместе с Сергеем Бодровым в Кармадонское ущелье, и гибель кинематографистов заставила Мерзликина впасть в отчаяние.
«Это была не то, что депрессия. Знаете, такое ощущение, когда никто не звонит, ничего не происходит. Это очень давило. В итоге 21 февраля я угодил в серьезную автомобильную аварию. Мы упали прямо в Москву-реку, пробили лед, но каким-то чудом выжили. Мне запомнилось одно: когда вызвали МЧС, спасателей, полицейские сказали: „Ребята, вам сюда“, — и показали на храм. Мы были первые, кто там выжил. Тогда я впервые осознанно побывал в храме и понял, что такое таинство первого причастия, первой исповеди. Это навсегда изменило мою жизнь», — делился Мерзликин в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
Новый старт
Выход из кризиса нашелся — Мерзликин играл то военных, то бандитов. Так, он засветился в фильмах «Штрафбат», «Жмурки», «Обратный отсчет», «Качели» и, конечно, в «Бумер. Фильм второй». Отдельной главой в карьере артиста можно назвать участие в «Брестской крепости»: Андрей Ильич удостоился за работу премии ФСБ и главного приза «За выдающуюся актерскую карьеру» IV кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина в Пензе.
«Крик совы», «Молодежка», «Единичка» — недостатка в ролях артист не испытывал давно. Чаще он участвовал в многосерийных проектах: «Трасса смерти», «Хождение по мукам», «Последний министр», «Территория», «Триггер». Кроме того, актер интересовался документальными проектами, поэтому вел вместе с Алексеем Егоровым программу «Военная приемка. След в истории».
Семья
Годами строить успешную карьеру без надежного тыла трудно, но к счастью, Мерзликин решил эту проблему — встретил психолога Анну Осокину, влюбился и не стал тянуть быка за рога. «Аня немного моложе меня, и у нее, возможно, были какие-то такие мысли: давай поживем, посмотрим, попробуем. Но мне тогда уже исполнилось 33 года. И я сказал: „Аня, я делаю тебе серьезное предложение и не хочу экспериментировать, смотреть, как оно пойдет. Все эти искушения, испытания, сомнения — ну их. Предлагаю вместе отправиться в это серьезное плавание“. Она говорит: „Давай“. А давай, говорю, повенчаемся. Она опять: „Давай“. Так и закрыли вопрос. Как показала практика, мы не ошиблись ни на секунду», — отмечал артист.
В 2006-м Анна подарила актеру сына Федора, через два года у них родилась дочка Серафима, ну а потом и Евдокия. В 2016-м артист стал отцом в четвертый раз, что еще больше укрепило семью. При этом супруга превратилась для Мерзликина не только во вторую половину, но и в пресс-секретаря и директора, следящего за кастингами и лучшими предложениями в кино.
В том, что с выбором любви всей жизни он не ошибся, Мерзликин понял давно. Однажды в путешествии по Колумбии супруги наткнулись на настоящий «гоп-стоп», и Анна сумела в очередной раз удивить мужа. «Поверьте, в этот момент ты переживаешь только за супругу, а она — за тебя. И тут я заметил, как она себя ведет… Сколько в ней достоинства, силы духа, отваги. И ни секунды паники и женского испуга, который показывают в кино. Ни визга, ни крика… Я думал, она сама готова их разорвать, если со мной что-то случится. И я влюбился в Аню второй раз. Так бывает: смотришь на жену и осознаешь, что это не просто женщина, которая тебе нравится. Она — друг! Не только красивая женщина и мать твоих детей, но твой большой друг. С ней хоть банк грабить, хоть детей воспитывать!» — резюмировал актер.
Источник: https://www.starhit.ru