Демьян Бедный — Мужик вредный. Как сталинский любимец превратился в изгоя

В 1938 году Сталин наложил на рукопись поэта Демьяна Бедного уничижительную резолюцию: «Передайте этому новоявленному Данте, что он может перестать писать». Несколькими годами ранее Иосиф Виссарионович в посланиях поэту подписывался не иначе как «ваш И. Сталин», выделил квартиру с огромной библиотекой прямо в Кремле, отправил Бедного на лечение в Германию, заступился, когда у стихотворца отбирали личный («протекционный») вагон.

Звезда Демьяна Бедного (настоящее имя — Ефим Придворов) ярко вспыхнула, но быстро пропала с поэтического небосклона. Мужик вредный, как сам себя называл поэт, стал неугоден партийной верхушке, лишился всех благ и закончил жизнь почти в нищете и безвестности.

Присяжный фельетонист

В происхождении поэта было немало белых пятен. Согласно официальной биографии — сын чернорабочего, сам он не раз намекал, что вышел из других кругов: «От блеска почестей, от сонмища князей, как от греховного бежал я наважденья».

Как бы то ни было, первые стихи будущего поэта, на тот момент — ученика военно-фельдшерской школы, были вполне монархическими и верноподданическими.

Все изменилось после знакомства стихотворца с Бонч-Бруевичем и другими революционерами. Почувствовав, что в стране грядут перемены, Бедный стал, по его собственным словам, «присяжным фельетонистом большевистской прессы».

Демьян вообще всегда держал нос по ветру. Он познакомился с Лениным, которому очень нравились стихи Бедного. Восхвалял Троцкого, когда тот был фактическим главнокомандующим Красной армии. А в годы межвластия, в период ожесточённой борьбы за роль преемника Ленина, безошибочно выбрал верный путь — примкнул к числу сторонников Сталина. С той поры Сталин стал для поэта главным вдохновителем и объектом его стихотворных произведений.

Бедный — богатый

За свое чутье и выбор верной политической линии Демьян Бедный получил немало материальных благ — был обеспечен отличным жильем, личным вагоном, дачей в престижном пригороде, импортным автомобилем.

В письмах Сталину поэт после пышных приветствий и витиеватых похвал в адрес Иосифа Виссарионовича никогда не забывал упоминать о личных нуждах. И почти всегда получал то, что просил.

«Вот я — таков, каков уж есть, мужик и сверху и с изнанки. С отцом родным беседу весть я не могу без перебранки», — с виду простой, грубоватый «присяжный фельетонист» жил припеваючи и даже, по тем временам, роскошно.

Литературный хлам

В декабре 1930 года для Демьяна Бедного грянул первый гром: его фельетоны были раскритикованы Секретариатом ЦК. Поэт, привыкший жаловаться напрямую Сталину, тут же написал письмо и получил холодный ответ: «Не находите ли, что Вы заразились некоторой неприятной болезнью, называемой зазнайством? Побольше скромности, т. Демьян».

Через шесть лет еще одно детище Бедного — пьесу «Богатыри» — Политбюро ЦК ВКП(б) заклеймило как произведение антиисторическое и издевательское. С этого момента для советского поэта началась черная полоса.

В своих стихах поэт все причудливее и пышнее восхвалял Ленина и Сталина, однако то, что раньше работало безотказно, теперь называлось «литературным хламом».

С «утратой доверия» Бедный лишился и материальных благ. У него отняли кремлевскую квартиру (оставив лишь помещение для книг и библиотеку), личный вагон, автомобиль. В довершении, обвинив в «моральном разложении», поэта исключили из партии и лишили членства в Союзе писателей.

Хотя после опалы Демьян Бедный прожил еще несколько лет, а в годы Великой Отечественной даже писал для Окон ТАСС, он так и не оправился от потрясения. Вскоре после Дня Победы советского поэта не стало.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Что ещё почитать:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек