11,5 лет тотального невезения: Злоключения, пожалуй, самого несчастливого учёного в истории науки

У каждого человека случаются периоды, когда кажется, что одно неудачное событие тянет за собой другое. К счастью, такие цепочки довольно быстро обрываются, и о них удается практически забыть. Но бывали в истории человечества столь неудачливые люди, что об их несчастьях впору слагать легенды. Одним из претендентов на титул "Мистер Несчастливчик" вполне может считаться астроном Гийом Ле Жантиль.

Небольшая предыстория

Поначалу жизнь месье Ле Жантиля складывалась вполне успешно. Он родился в 1725 году в семье хотя и небогатого, но дворянина из Кутанса, получил приличное богословское образование. Правда, уже став аббатом, Гийом увлекся астрономическими лекциями профессора Делиля и решил посвятить свою жизнь этой науке. Способностей у молодого человека хватало, так что уже в 1753 году Ле Жантиль был принят на работу в обсерваторию при Академии наук. Там он и работал до 1760 года, попутно успев вступить в брак.

А теперь отступление. В 1663 году ученый из Шотландии Джеймс Грегори предложил способ измерения расстояния от Земли до Солнца. При этом требовалось наблюдать прохождение Венеры по диску Солнца и измерить продолжительность этого события. Это вполне согласовывалось с законами космической механики, беда только в том, что по этим же законам космической механики Венера проходит по диску Солнца для земного наблюдателя 2 раза с промежутком 8 лет, а затем этого явления нужно ждать более столетия.

В начале лета 1761 года должно было состояться первое из парных прохождений Венеры по диску Солнца. Французская Академия Наук отправила наблюдать за этим событием сразу 3 экспедиции — в Тобольск, на остров Родригес и в Пондишери, тогда бывший центр колониальных владений на Индостане. Именно в Пондишери и отправился Гийом Ле Жантиль.

Начало путешествия Гийома Ле Жантиля

Путь астронома-неудачника начался 26 марта 1760 года из Лорьяна на борту корабля "Беррье", входившего в состав судов Французской Ост-Индской компании. Первой целью путешествия был Иль-де-Франс (сейчас остров Маврикий), являвшимся центром путей между Старым Светом и Индией с Китаем.

Но в мире громыхала Семилетняя (1756-1763) война. Современные люди представляют ее ход весьма условно, да и то по боевым действиям в Европе. А они велись между многими державами практически по всему миру. На путь к Иль-де-Франс пришлось затратить изрядное время — капитан "Беррье" сразу начинал различные маневры, как только видел на горизонте верхушки мачт английских кораблей.

Все же 10 июля первая цель путешествия была достигнута. А еще через 2 дня к берегам Иль-де-Франса прибыло почтовое судно, которое принесло весть, что Пондишери находится в английской осаде. Отправиться к индийским берегам Ле Жантилю удалось лишь в марте 1761 года на фрегате "Сильфида", посланным на помощь осажденным. Вот только никто не знал, что Пондишери был захвачен англичанами уже в январе, так что астроному было попросту некуда плыть.

24 мая "Сильфида", сделавшая приличный крюк из-за муссона, приблизилась к Индостану в районе Маэ. С индийской лодки поступили сведения, что и на берегу, и в Пондишери командуют англичане. Капитан судна, направился к Цейлону. На юге острова имелся нидерландский форт Галле, комендант которого подтвердил, что французские территории в Индии сейчас находятся под английской оккупацией. Интересы какого-то астронома имели мало важного для капитана фрегата, принявшего решение вернуться в Иль-де-Франс.

6 июня 1761 года Гийом Ле Жантиль, находясь несколько южнее экватора, наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. Ему удалось зафиксировать и момент вхождения тела на диск звезды, и время когда планета сошла с диска звезды. Наблюдение было проведено весьма тщательно, вот только это не имело ни малейшего значения — "Сильфида" постоянно перемещалась, и определить с нужной точностью долготу не представлялось возможным. А именно точная долгота и требовалась для планируемого Академией Наук эксперимента.

23 июня 1761 года "Сильфида" бросила якорь у побережья Иль-де-Франс. Возвращаться в Академию с бесславно опущенной головой Гийому Ле Жантилю не хотелось, благо до очередного прохождения Венеры по диску Солнца нужно было подождать 8 лет. И потомственный дворянин решил не отправляться на родину, а провести время в научных исследованиях, плавая по Индийскому океану. До 1765 года мужчина трижды посещал Мадагаскар, используя в качестве базы Форт-Дофин. Он составил подробные карты восточного побережья Мадагаскара, собрал огромные этнографические данные, полюбил местную кухню.

Попытка №2

Астроном уже не рассчитывал попасть в 1769 году в Пондишери, зато смог рассчитать, что еще одним очень хорошим местом для наблюдения станут Марианские острова, которые являлись владением Испании, а эта страна находилась в союзе с Францией. Промежуточной стоянкой были запланированы Филиппины. 1 мая 1766 года Ле Жантиль оставляет берега Иль-де-Франс, отправляясь на борту испанского судна "Эль Буэн Консехо" и 10 августа прибывает в Манилу.

Однако в Маниле Ле Жантиля попросили установить точные координаты города, работа продлилась несколько дней. А за этот срок незаметно снялся с якоря небольшой корабль, на котором ученый рассчитывал достигнуть Марианских островов. Но при попытке выхода в открытый океан это судно затонуло, спастись вплавь смогли не все. Тут Гийому явно повезло — даже если бы он и выплыл, то бесценные научные записи погибли бы точно.

Ле Жантиль решает остаться на ближайшие 3 года на Филиппинах и наблюдать прохождение Венеры по диску Солнца здесь. Он изучает природу этой страны, ведет астрономические наблюдения. Однако спустя некоторое время ученый вычисляет, что количество облачных дней в Маниле достаточно велико, разгораются нелады с губернатором, подозревающим ученого в шпионаже. Ле Жантиль принимает решение плыть в Пондишери, откуда изгнали англичан.

27 марта 1768 года Гийом Ле Жантиль прибывает в Пондишери. Здесь ученого ожидал званый обед устроенный генерал-губернатором Французской Индии и всевозможные преференции в предстоящей работе. Кроме астрономических наблюдений Ле Жантиль изучал муссонные ветра, собирал этнографические данные о тамилах, а еще успел неплохо ознакомиться с индийской астрономией. Это были важные научные сведения для того времени, но ехал-то Ле Жантиль с другой целью.

На сей раз Ле Жантиль имел все основания быть уверенным в успехе своей миссии — весь май 1769 года ночи прекрасно подходили для астрономических наблюдений. Начало лета в Пондишери также было безоблачным и даже вечером накануне "Дня Х" Ле Жантиль показывал местному губернатору крупнейшие сателлиты Юпитера.

Однако посреди ночи, проснувшийся астроном с холодным потом обнаружил небо закрытое облаками.

Небольшая надежда на то, что ветру удастся разогнать облака, не оправдалась — в момент прохождения Венеры по диску Солнца небо было закрыто тучами. А спустя 2 часа после окончания редкого космического явления Солнце снова засияло над Пондишери.

Это было все. Никакие другие изыскания не стоили того ради чего в 1760 году Ле Жантиль покинул Францию. Оставалось только бесславно вернуться домой. 2 недели сломленный Гийом провалялся в постели даже не пытаясь вести дневник. Вскоре прибыло письмо из Манилы, в котором приятель Ле Жантиля дон Эстебан Мело рассказал о своих результатах наблюдения уникального астрономического явления. Успех другого астронома еще сильнее подстегнул горе неудачника.

Возвращение на родину

Научная неудача подорвала силы француза, к ней прибавилась сильнейшая дизентерия. Лечение было долгим, и лишь 16 апреля 1770 года Ле Жантиль снова очутился на ставшем уже привычном Иль-де-Франс. Однако на этом острове довелось проваляться с жесточайшей дизентирией, и только 19 ноября 1770 года на "Эндьене" Ле Жантиль направился во Францию.

3 декабря судно встало на стоянку у Иль-де-Бурбона (Реюньона) где попало в мощный шторм. В результате были потеряны 2 мачты и руль, для починки неисправностей требовалось возвратиться на Иль-де_Франс. С огромными сложностями избитое судно вернулось на этот остров 1 января 1771 года. Удивление местных жителей при виде вернувшегося "Эндьена" было чрезвычайным.

Еще в Пондишери до Гийома дошли сведения о личных неприятностях — родственники ученого решили объявить Гийома мертвым с целью раздела имущества. Сейчас в жизнь вмешался раздор с главой Иль-де-Франс, который не разрешил капитану "Дюк де Дюрас", следовавшего из Китая во Франуию, забрать с собой незадачливого ученого.

7 марта 1771 года у побережья Иль-де-Франс бросил якорь испанский военный корабль "Астрея", с чьим капитаном Ле Жантиль сдружился еще во время долгого пребывания в Маниле. За свой проезд Гийом решился заплатить казенным золотом, а 8 больших ящиков с кораллами и другими диковинками было решено оставить, чтобы затем они были доставлены французским судном. Эти важные научные сокровища в итоге пропали, что стало еще одной крупной неудачей французского ученого.

30 марта 1771 года Гийом Ле Жантиль в очередной раз покинул Иль-де-Франс. Плавание протекало нелегко, и только в начале мая "Астрея" с трудностями преодолела мыс Доброй Надежды. 1 августа судно прибыло в Кадис, а 8 октября Ле Жантиль переехал через Пиренеи. На территории Франции он не был больше 11,5 года.

Родина безрадостно встретила ученого. В Академии его отправили в разряд ветеранов, а место занимал иной человек. Жена, поверившая в смерть Гийома, уже состояла в другом браке, поверенный потратил весьма изрядную часть хозяйских денег, а родственники жаждали устроить торги. Но все же в Академии наук удалось восстановиться, имущество было потеряно далеко не все, а еще был счастливый новый брак с наследницей солидного состояния.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек