Кто не слышал о гладиаторских играх в древнем Риме? Образ гладиатора обычно ассоциируется с мускулистым полуобнаженным мужчиной с традиционным гладиаторским вооружением. Но что насчёт женщин? Выходили ли они на арену в качестве бойцов?
Ответить на этот вопрос можно так: и да, и нет. В 99% случаев гладиаторами были мужчины, которые специально тренировались для этой опасной профессии. Но все же в редких случаях женщины также выходили на арену.
Происходило это обычно во время древнеримского праздника Сатурналий. Праздник этот происходил в районе 25-го декабря и в дальнейшем многие традиции этого праздника перекочевали в христианское рождество (например обычай дарить подарки и украшать дерево).
Важной особенностью Сатурналий было то, что в эти дни в Риме многое переворачивалось с ног на голову, выворачивалось наизнанку, менялось местами. Например во всех домах хозяева устраивали пиры для своих рабов и прислуживали им словно они сами были рабами.
Важной частью Сатурналий были гладиаторские игры. Но в отличие от обычных гладиаторских игр, они тоже были «вывернуты наизнанку». Вместо мужчин выходили на арену женщины.
В отличие от мужчин, девушки выходившие на арену не получали специальной подготовки или тренировки. Обычно это были рабыни и служанки прислуживавшие в гладиаторских школах. Когда приближались игры в честь Сатурналий их совсем немного поднатаскивали в умении обращаться с оружием, но не более того.
Вне Сатурналий женщины практически никогда не выступали в качестве гладиаторов. Есть только одно письменное свидетельство об участии женщин в играх вне Сатурналий. Император Нерон устраивая игры в честь гостившего в Риме царя Армении Тиридата Первого. В тот день на арену вышли эфиопские женщины призванные изображать амазонок, а также дети и редкие животные.
Кроме того, иногда женщины могли участвовать в травле зверей, т.е. быть венаторами. Но согласно римской классификации венаторы не считались гладиаторами.
В целом же в древнем Риме участие женщин в гладиаторских играх не поощрялось и большинство римлян рассматривали это как симптом морального разложения и падения нравов в римском обществе. Кроме того поединки женщин, неискушенных во владении оружием не могли впечатлить любителей гладиаторских игр, привыкших к поединкам тренированных мужчин-гладиаторов.
Первые сведения о женщинах гладиаторах относятся к периоду поздней республики (127г. до н.э.), но уже в 200-м году нашей эры участие жнщин в гладиаторских играх было полностью запрещено.