Как явление, первые советские дома и дворцы культуры появляются с ноября 1920 года, когда декретом Совнаркома образована организация ГлавПолитПросвет который в свою очередь июнем 1930-го реорганизован в сектор массовой работы Народного комиссариата просвещения РСФСР.
Первые центры культурно-массовой и просветительской работы в СССР образуются на базе несущих ту же функцию и существовавших ещё до революции «Народных Домов», но действительно массово появляться подобные учреждения начинают лишь в послевоенные годы.
В этом нашем путешествии по заброшенным местам предлагаю заглянуть в ДК посёлка Грушевка — это лишь один из множества закрытых домов культуры на территории полуострова, но для понимания общей ситуации с культурой в малых населенных пунктах Крыма, вполне достаточно и его.
Архитектура домов и дворцов культуры отражает те архитектурные идеи и предпочтения, что доминировали в тот момент в высших эшелонах партии. Конструктивизм и функционализм «30-х» сменяется сталинской неоклассикой, на смену которой, в свою очередь приходит модернизм.
Грушевский ДК отражает идеи совмода и фасад украшает мозаичный диптих с национальными мотивами. Состояние панно удручает и предвосхищает то, что мы увидим внутри заброшенного здания.
Основную часть здания занимает зрительский зал на триста человек. Раньше, здесь ставили спектакли, проводили собрания и крутили киноленты, а сейчас, зал выглядит так, как будто бы здесь бушевал ураган.
Здание стоит заброшенным примерно лет десять, но ещё буквально пару лет назад за ним присматривали намного лучше и состояние было не в пример лучше того, что вы можете видеть на снимках.
Каждый шаг по этой комнате отдаётся хрустом разбитого стекла под ногами. Буквально весь пол помещения усыпан мелкой, блестящей крошкой. Откуда столько осколков? До окон далековато… Потолок!
Оказывается, в советские годы потолок был полностью стеклянный, а лампы освещения были спрятаны за стеклянными панелями. Интересно, как выглядело помещение в свои лучшие годы? Теперь уже не понять и остатки былой роскоши разбросаны мелкими осколками по полу.
Помимо барельефа на стене и оригинального потолка стены украшает роспись, в которой угадываются силуэты бахчисарайских зданий. Ещё один пример того, как монументальное искусство последовательно в СССР придерживалось политики мультикультурализма.
Сейчас про это почти не говорят, но в формирование национальной идентичности большинства советских республик решающую роль сыграла советская власть, всячески поддерживающая местные языки и культуру.
В одной из комнат я нахожу архивную фотографию этой самой комнаты.
Далее «Ленинская комната», но уже без профиля вождя и его цитат. Кто-то их демонтировал. А вы говорите декоммунизация у западных границ.
Из оформления комнаты остались только люстры.
В следующем помещении — ворох макулатуры. Песенники, брошюры, обложки от виниловых пластинок, словом, типичное наполнение комнат заброшенного здания из которого давным-давно вытащили все ценное.
Уже на выходе замечаю витраж выше человеческого роста. Увы, вандалам чуждо прекрасное и даже на такую красоту у них поднимается рука — нижняя часть цветного панно разбита, скорее всего брошенным камнем.
Глядя на то, как современное общество обходится с советским наследием крылатая фраза про «остатки былой, более развитой цивилизации» уже не кажется мне такой наивной. Конечно, как и в любой другой стране в СССР были недостатки. Но, отбросив экономику достаточно взглянуть на то, что построили с 1960 по 1990-й и на наши, нынешние достижения.
Бьются стёкла витражей в домах культуры, рассыпается мозаика. Совсем скоро институт домов культуры окончательно исчезнет оставшись в виде фото и чудом уцелевших образцов архитектуры исчезнувшей эпохи.
Каталогизация: #urbexrussia (индустриальный туризм в России)
Место действия: Крым, Дом Культуры посёлка Грушевка
Теги: #заброшенный дк #совкод #советская мозаика