Я не люблю, когда меня пытаются обмануть. Не бывает обмана во благо.

Для начала — плакат. Так сказать, в "народно-поговорочной стилистике".

Вот, собственно, как данный плакат смотрелся на натуре.

А вот, так сказать, новое, совсем свеженькое творчество, явно слепленное "по мотивам", и слепленное мало того, что негодно, но еще и запущенное в сеть как якобы реальная фотография плаката.

Как говорится — найдите 10 отличий. Если получится.

Обрезали пейзаж, а вот рамочку хотя бы в фотошопе подкрасить даже не потрудились. Те горе-исполнители, которых я в свое время гоняла в хвост и в гриву, грозя немыслимыми карами за невыполненные работы по благоустройству остановок общественного транспорта и дорог, всё-таки лучше старались — они даже дырки в асфальте зафотошопить пытались. Не получалось у них — но это другая история.

Запустил мульку канал Ateo breaking, а потом, видно, когда особо зрячие подписчики начали указывать на явные сходства картинок, пост удалил.

Но плакатик уже пошел гулять по интернету точно так же, как фраза Жукова про "бабы новых нарожают" — которую маршал Жуков, кстати, никогда не произносил.

Этой фразочке несколько сотен лет вообще-то, и корни простираются от истории Европы до истории РИ.

Но начнем мы её с нового времени и его прогрессивных глашатаев: с статье тогдашнего либерала из либералов Максима Соколова в «Коммерсанте» за ноябрь 1996 года она мелькнула, но пока не отозвалась:

«Жуков в этом смысле был не менее гениален, чем Наполеон, ибо проблема сбережения своих солдат была отброшена им в принципе — „война всё спишет“, а равно „бабы новых нарожают“».

Максим Соколов интересен тем, что из истового либерала, как только ветер в другую сторону подул, стал столь же убежденным ультра-державником.

Но так как в этом цехе немножечко тащить друг у дружки — хороший тон, то в 2001 году удачную, по его мнению, фразу, подхватил Михаил Веллер, опубликовавший 2001 году в достопрославленном своею особой перестроечной спецификой журнале "Огонёк" рассказ "Трибунал" в жанре исторического сюрреализма. В тексте рассказа Жуков возглавляет трибунал, разбирающий дела декабристов, и распекает их за плохую подготовку операции по свержению царя. Там он и произносит легендарную фразу:

«Солдат вам бабы новых нарожают. Россия велика. Положил бы за дело — не жалко. Операция провалена бездарно. Преступно!»

После чего распоряжается казнить Бестужева-Рюмина, к которому обращены эти слова.

Веллера тогда активно читали, а тут еще в России случилось бурное развитие всяких интернетов, чего не было в 1996-ом, и фраза пошла гулять по сайтам и умам.

Это же Жуков сказал, а то, что сказанное ему приписал Веллер — да кто это разбирать будет? Как в истории с плакатиком выше — главное, что крикнуто, а кем — пустяки.

Но сама характерная фраза гуляла и раньше, как по советской, так и по русской эмигрантской литературе долгие годы до её "широкой презентации", кочуя и лишь немного трансформируясь, но всегда подчеркивая безжалостность распорядителей людских судеб:

Браться Вайнеры в повести «Карский рейд», 1983 год:

— Соберёте, соберёте, — успокоил его Чаплицкий. — И хочу вам напомнить в последний раз: вы мне махонький подчинённый и впредь никогда не смейте вступать со мной в пререкания. Иначе я вас застрелю — прямо вот здесь… под святыми образами.Солоницын тяжело вздохнул:— Господи, круты же вы, господин Чаплицкий! Сколько людей поубивали, а всё вам неймётся.Чаплицкий похлопал его по плечу:— Вы, Никодим Парменыч, убитых не жалейте, бабы новых нарожают…

Сергеев-Ценский в книге «Лютая зима» (1936 год):

— Лошадей, конечно, начальство жалеет, — она денег стоит, лошадь, её тоже ведь надо купить, а людей чего жалеть? Бабы людей нарожают сколько хочешь, им только волю на это дай…

В эмигрантской публицистике мы видим такое у Якова Меньшикова в статье «Тени свершений» 1931 года:

«Бросьте наивничать. Вы просто не продумали до конца. Человечество — икра. Ну и пусть себе с Богом, леший намазывает её себе на бутерброд. В вечности нет жалости, ибо всё восстановимо. Этого добра много. Бабы нарожают».

А вот уже времена дореволюционные, почтенный г-н Суворин в 19-ом веке пишет в «Ожидании века ХХ»:

«Пусть хлебный кризис не выгоден помещикам, но народ, несомненно, более сыт и бабы нарожают более здоровых ребят. Бабы вообще народ почтенный».

Сыт народ, сыт.. Тогда, помнится еще и страшный голод 1891-92 годов не забылся, но не Суворину в том печаль.

А Суворин был человеком хорошо образованным и немца Фридриха Шиллера явно читал, а вот у Шиллера в его "Истории Тридцатилетней войны" есть такой эпизод в описании битвы, произошедшей в 1644 году под Фрайбургом, где французы потеряли 8000 человек:

«Мазарини проливал слёзы, узнав об этой огромной потере, на которую, однако, не обращал внимания бессердечный Конде, любивший только славу. „Одна ночь в Париже, — говорил он, — даёт жизнь большему количеству людей, чем убито в этом бою“».

Кстати, исходил из этой концепции и упоминавшийся Соколовым Наполеон — не даром же после его правления Франция переживала грандиознейшую демографическую катастрофу — только поход на Россию стоил ему 580 000 солдат, а в общем Франция потеряла около 3 200 000 человек, в основном — мужчин. Женщины, конечно, потом настарались, да так, что хватило на несколько революций и Первую Мировую, но вот ко Второй прежний азарт, как мы помним, был уже утрачен. Ресурс исчерпался.

И вот еще одно царственное свидетельство, но уже косвенно-английское: во время ПМВ, в письме в ставку своему супругу Николаю II от 4 (17) августа 1916 года императрица Александра озабоченно пишет: «Генералы знают, что у нас еще много солдат в России, и поэтому не щадят жизней – но это ведь были великолепно обученные войска и все – понапрасну». Напомню, что императрица Александра Федоровна воспитывалась в Великобритании, и выражение "у нас еще много солдат" вполне могло оказаться вариацией известной английской военно-морской поговорке "У короля еще много!" Этим афоризмом офицеры британского флота провожали идущие ко дну военные корабли, подбитые противником во время морской битвы. потому что Англия — владычица морей, кораблей действительно много, а неподвижная верхняя губа при любых горестях — традиция подревнее знаменитого файв-о-клока.

И, заметьте — никаких свидетельств о произнесении этой фразы самим Жуковым.

А уж казалось бы, его, такого известного, не только друзья окружали.

Еще раз повторюсь — негодные средства пропаганды всегда остаются негодными. И ни к чему хорошему не приведут. Никого и никогда.

Будьте внимательнее и проверяйте источники. Все, даже те, которым доверяете.

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек