Искусная театралка, оптимистка по жизни, жена морского офицера и киноактриса – такой личностью запомнилась Валентина Кибардина, сыгравшая за свою жизнь множество интересных главных и второстепенных ролей.
Родилась она в 1907 году в Белоруссии, в семье архитектора. Несмотря на заурядную внешность и несколько заниженную самооценку, после окончания школы будущая звезда театра отправилась за своей мечтой стать актрисой в Ленинград, где после успешной сдачи вступительных экзаменов была принята в студию при Ленинградском драматическом театре.
Путь на сцену
В то время со студентами занимался талантливый театральный педагог и мастер художественного слова Юрий Юрьев. Под его руководством воспиталась и Валентина Кибардина.
Ей довелось попробовать себя в разных жанрах, из которых она твердо определилась, что драматические и трагические роли – это не ее призвание.
В силу легкого характера и экспрессивности студентка очень полюбила комические роли, где можно быть собой, импровизировать и наслаждаться актерской игрой.
По окончании учебы Валентину приняли в Ленинградский государственный народный дом, который впоследствии преобразовали в знаменитый Красный театр.
Среди первых ролей актрисы на большой сцене стали образы Берты в спектакле «Миллион франков», Кати в постановке «Чертова свадьба», Мари в произведении «Фронт».
Из этих и некоторых других работ зрители, критики и профессиональные театралы увидели в Кибардиной большой талант к исполнению комедийных, бытовых и характерных ролей.
Работы в кино
Достигнув определенного успеха в театре, артистка решила не останавливаться и идти дальше к своей мечте, направив свои стремления к советскому кинематографу. Дебютной киноролью ее стал образ революционерки Наташи в трилогии о Максиме.
Эта работа далась актрисе довольно сложно, поскольку, будучи эмоциональной, энергичной и страстной натурой, она должна была играть героиню сдержанную и суровую, всецело посвятившую себя революции и общественной деятельности.
После своего кинодебюта Кибардина стала достаточно известной киноактрисой. Тем не менее шквал предложений на новые кинороли после этого не последовал.
Она исполнила образ Пелагеи в «Мещанах», Лидочки в «Свадьбе Кречинского», Веры Филипповны в киноленте «Сердце не камень», члена комиссии в «Волга, Волга» и еще множество других героинь советских фильмов.
В каждую свою роль артистка вкладывала собственную индивидуальность, что делало ее персонажей особенно яркими и запоминающимися.
В то же время, многие кинокритики сходились во мнении, что образы, сыгранные актрисой несколько «картонные», лишенные лиричности и чувственности. Возможно, именно этим объяснялась малая востребованность даже после успешного старта.
В 1951 году за профессиональные успехи Кабардину наградили званием народной артистки РСФСР и Сталинской премией третьей степени. В дальнейшем она также была удостоена разных наград и медалей в своей театральной деятельности.
Последние годы
Несмотря на собственные достижения в кино, Валентина все же отдавала предпочтение любимой работе в театре, где она была ведущей характерной артисткой.
Ее положение несколько пошатнулось, а карьера пошла на спад после того, как БДТ возглавил Георгий Товстоногов, с которым актриса не смогла найти общий язык.
Снижение количества предлагаемых ролей в театре и в кино заставило Кибардину оставить актерскую профессию и посвятить себя домашним делам. Среди запомнившихся ее работ сценические образы Варвары Михайловны в «Дачниках», Энн в «Джо Келлер и его сыновьях», Татьяны в театральной постановке «Враги» и другие.
После ухода из театра Валентина Кабардина предпочла жить в Ленинграде. В 1988 году талантливой актрисы не стало.