Сикарии. Иудейские асасины против Рима

Боевую организацию сикариев, действовавшую в древней Иудее, обычно относят к радикальному крылу религиозно-политического движения зелотов. А кто такие зелоты? Само это слово в переводе с древнееврейского означает «ревнитель». Ревность имелась в виду религиозная, то есть нетерпимость к язычеству в целом и, особенно, к языческим властям. А также к любым проявлениям язычества среди самих иудеев или даже просто соглашательству с язычниками.

Сикарии. Иудейские асасины против Рима0

Эта религиозно-политическая ревность отчетливо проявилась во время восстания Маккавеев против державы Селевкидов, в 201 г. до н.э. оккупировавшей Иудею. В 166 году до н.э. священник Маттафия убил сирийского военачальника и некоего еврея, совместно исполнявших языческий обряд жертвоприношения. Этот обряд символизировал подчинение народа Иудеи новой власти, а прервавший её теракт, в свою очередь, стал символом непримиримой борьбы с язычниками. Маттафия и его сын Иуда Маккавей, впоследствии возглавивший восстание, называли своих последователей ревнителями, то есть зелотами.

Сикарии. Иудейские асасины против Рима1

Когда Иудею оккупировал Рим, местное население разделилось на несколько партий. Саддукеи в основном состояли из финансовой и политической элиты. Им было что терять, поэтому они выступали за конструктивное сотрудничество с оккупационной администрацией. По этой причине все остальные партии считали их предателями. Саддукеям противостояли фарисеи. Это слово означает «обособленные», «отделившиеся». Изначально оно имело смысл «раскольники», так их прозвали саддукеи. Но сами фарисеи считали себя приверженцами традиций и ортодоксии. Они старались не иметь дел с римлянами и всеми прочими язычниками, но в активную борьбу против них не вступали.

Сикарии. Иудейские асасины против Рима2

Третьим течением были ессеи. Поскольку их страну захватили нечестивые язычники, ессеи считали, что праведную жизнь в такое время можно вести лишь вдали от городов. Они селились в горах и пустынях, чтобы вообще не контактировать с язычниками и иудейскими властями, запятнавшими себя служением римским оккупантам. А вот четвёртая партия, то есть зелоты, считали, что нужно продолжать борьбу несмотря ни на что.

Сикарии. Иудейские асасины против Рима3

Образ мыслей зелотов демонстрируют слова Элеазара бен Иаира, обращенные к защитникам крепости Масада: «Не опозорим себя перед римлянами, не сдадимся им живыми! Мы первые восстали против них и последними покидаем поле боя. Великую милость оказал нам Господь, даровав возможность умереть смертью героев, погибнуть свободными людьми». Его речь цитирует Иосиф Флавий в книге «Иудейская война». События, описанные в ней, относятся ко второй половине I века н.э., но ещё задолго до всеобщего восстания против власти Рима зелоты всеми способами вели свою борьбу.

Сикарии. Иудейские асасины против Рима4

Далеко не все зелоты действовали силой оружия. К примеру, одним из апостолов Иисуса Христа был Симон по прозвищу Зелот (в синодальном переводе — Зилот). Наиболее радикальным «ревнителям» было недостаточно мирных проповедей, они жаждали активных действий. По их мнению, следовало при любой возможности убивать как римлян, так и их пособников из местного населения. Для этих убийств они использовали традиционное ближневосточное оружие того времени: кривой кинжал, называемый сикой. Оттого их прозвали сикарии, то есть «кинжальщики».

Сикарии. Иудейские асасины против Рима5

В отличие от ассасинов «старца горы» Хасана ас-Саббаха, у сикариев не было единого руководства. Ведь если бы к ним проник римский шпион или же кто-то из вождей попал в плен, он мог выдать всю организацию. Поэтому сикарии действовали малыми группами. Обычно убийства совершались в толпе, например во время праздника. К жертве с разных сторон подходило несколько человек, они одновременно выхватывали кинжалы, спрятанные в одежде, и наносили несколько ударов, после чего тут же снова растворялись в толпе.

Сикарии. Иудейские асасины против Рима6

Слово «сикарий» вскоре стало нарицательным. Так римляне называли любых тайных убийц и террористов. Но действия сикариев не сводились лишь к убийствам. Например, сикарии сумели сбить с фасада Иерусалимского храма фигуру золотого орла. Они считали, что на священном строении не место символу ненавистного для них Рима. Ещё важнее была пропаганда, которая велась во всех слоях иудейского общества. Именно она в конечном итоге привела ко всеобщему восстанию в 66 году н.э.

Сикарии. Иудейские асасины против Рима7

Сила сикариев заключалась в народной поддержке. Что неудивительно, ведь власть языческого Рима была глубоко чужда жизненному укладу иудейского общества. А римские обряды, в особенности культ императора, с точки зрения верующих иудеев являлись прямым кощунством. Даже те иудеи, которые сами боялись участвовать в терактах, помогали сикариям и укрывали их. А выдача сикария властям расценивалась как предательство, причём не только самими сикариями, но и всем обществом. Поэтому сикарии оставались неуловимыми и извести их римлянам никак не удавалось.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе.Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте.

© Булат Мамлиев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек