«Шумелки, скрипелки, шуршалки»: как появился первый компьютер и кто стал первым программистом

К началу 19 века за Англией прочно закрепился статус ведущей промышленной державы. Различным производствам требовались точные вычисления, а еще больше расчетов нужно было для Адмиралтейства и многочисленных морских торговых компаний. По утрам множество счетчиков под присмотром опытных математиков садилось за вычисления. Вычисления и составление различных таблиц (приливов и отливов, течений, ветров, положения светил и пр.) были очень тщательными, ведь неточность приводила к крупным убыткам и даже потере судна. Упрощение и ускорение этой работы еще больше бы возвысило Англию над другими странами.

К 1812 году Чарльз Бэббидж, единственный сын в обеспеченной семье, успел поучиться в лучших школах королевства, закончил Тринити-колледж и поступил в Кембридж, где изучал математику и считался лучшим на курсе. И вот молодой математик глубоко задумался над таблицей логарифмов. А в то время в Англии существовало уже множество различных машин которые самостоятельно выполняли различные операции, и студент логично рассудил почему бы не поручить машинам и вычисления.

Дальше последовала работа преподавателем астрономии, избрание в Королевское общество. Но мысль о создании машины способной к самостоятельным сложным вычислениям не оставляла ученого. Он изучил теоретические работы Иоганна Мюллера и Джорджа Гершеля касательно построения счетных машин, но основные идеи были взяты у французского математика Гаспара де Прони.

Бэббидж решил превзойти предшественников и воплотить вычислительную машину в реальности

В 1822 году Чарльз Бэббидж делает доклад на заседании Королевского Астрономического общества, основываясь на материалах своей статьи, о возможности реального создания вычислительной машины. Коллеги одобрили выкладки докладчика, начались поиски денег на постройку агрегата. В том же году изобретатель создал модель, состоящую из шестеренок и валиков и приводимую в действие специальным рычагом. Параллельно продолжались разработки теоретической части, так что в 1823 году была описана вычислительная машина (она называлась разностная) способная точно вычислять значения многочленов шестой степени до 20 знака включительно.

Но вот с финансированием было не очень успешно. Наиболее вероятным казалось получить деньги у Адмиралтейства, но там были вполне удовлетворены работой счетчиков и выкладывать деньги на сомнительную идею не пожелали. Второй в списке кандидатов стояла страховая компания Ллойда. Страховщики заинтересовались вычислительной машиной, однако денег тоже не дали. В результате в 1823 году 1 500 фунтов стерлингов выделило правительство страны.

Работы над созданием аналитической разностной машины заняли 9 лет, а размер субсидий со стороны государства вырос до 17 000 фунтов. Полностью воплотить задуманное в металле не удалось — приступая к постройке, Бэббидж и не представлял всех технических сложностей работы. Но часть машины все же была построена, и она приводила в изумление современников точными вычислениями.

Хотя успех создания разностной машины был невелик, уже в 1834 году Бэббидж занялся созданием более грандиозного проекта — Аналитической машины No2. В случае успеха перед публикой бы предстал полноценный компьютер обладающий устройством ввода-вывода с помощью перфокарт, памятью и программированием.

В 1833 году ученый познакомился с дочерью поэта Байрона Адой, в замужестве графиней Лавлэйс. Она обладала острым умом, имела блестящее образование и весьма заинтересовалась возможностью создания вычислительной машины. Изучив ее чертежи, девушка с матерью посещала фабрики, чтобы детальнее разобраться в функционировании других машин.

Обучение у двух лучших математиков современности (Огастеса де Моргана и Мэри Сомервилль) дала возможность Аде Лавлейс полностью разобраться в принципах функционирования аналитической машины Чарльза Бэббиджа, причем она разработала принципы введения информации на основании которой механизм будет действовать самостоятельно. А это делает Аду Лавлейс первым программистом современности.

К сожалению, изобретатель так и не смог создать нормально функционирующий вариант Аналитической машины No2. Но в этом не было его вины — просто промышленность того времени не могла с требуемой точностью обрабатывать шестерни, а их для аппарата требовались тысячи. А ведь Бэббидж даже придумал для своего детища принтер массой 3,5 тонны.

Уже в конце 20 века по чертежам Бэббиджа была создана вычислительная машина и принтер. Они оказались вполне функциональны и сейчас являются музейными экспонатами.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек