Последняя любовь адмирала Колчака

Последняя любовь адмирала Колчака

Возможно, единственная. Судьба как-то мгновенно и навсегда связала их.

Их роман был недолгим — всего пять лет прошло между первой и последней встречей Анны Тимиревой и Александра Колчака. Но даже после расстрела адмирала в 1920 году эта женщина более полувека хранила любовь к нему в своем сердце.

ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ

В январе 1915 года Александр Колчак направлялся из Петрограда к месту своей службы в Гельсингфорс. В купе поезда с ним находился капитан I ранга Сергей Тимирев, его однокурсник, сослуживец и друг. Во время учебы в Морском корпусе они служили в одной роте. Позже им пришлось вместе участвовать в обороне Порт-Артура. Тимирев был на год младше Колчака и всегда относился к нему с большим уважением.

— История этой любви может показаться вымышленной и патетической, но она действительно произошла, — рассказывает доктор исторических наук Юлия Кантор. — Тимиревой было 22 года, Колчаку — 41. Их первая встреча в Гельсингфорсе в доме контр-адмирала Николая Подгурского стала судьбоносной. «Нас несло, как на гребне волны», — позже писала Анна. Она первой открылась ему в любви — с искренностью пушкинской Татьяны и решительностью своей тезки Карениной. «Я сказала ему, что люблю его». И он, давно и, как ему казалось, безнадежно влюбленный, ответил: «Я не говорил вам, что люблю вас. Я вас больше чем люблю». При этом у обоих были семьи, и у каждого были сыновья… На момент их первой встречи Колчак состоял в браке уже 11 лет, а Тимирева — 4 года…

Последняя любовь адмирала Колчака

Встречи в Гельсингфорсе продолжались чуть более года. 28 июня 1916 года контр-адмирал Колчак был повышен до вице-адмирала и назначен командующим Черноморским флотом. Он уехал в Севастополь. Казалось, всё закончилось…

ОТКАЗАЛИ В ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧЕ

В апреле 1917 года, после почти девяти месяцев разлуки, Тимирева и Колчак встретились в Петрограде, куда адмирал был вызван Временным правительством. А летом 1918 года Анна вместе с мужем направлялась во Владивосток. В Благовещенске она узнала, что сравнительно недалеко в Харбине находится Колчак. Окончательно решив соединиться с ним, Анна сообщила мужу о своем намерении «всегда быть рядом с Александром Васильевичем». В августе 1918 года, согласно постановлению Владивостокской консистории, она получила официальный развод и после этого считала себя женой Колчака. Их счастье длилось недолго: вместе они были с лета 1918 года по январь 1920 года.

Её не собирались арестовывать. Тем не менее, она сама пошла в тюрьму за любимым — «самоарестовалась», чтобы поддержать его. И вот 7 февраля 1920 года Анну Васильевну одолевало предчувствие, что должно произойти что-то ужасное… Она приникла к глазку камеры и в последний раз в жизни увидела его — люди в черном уводили человека в серой папахе…

— Перед расстрелом Колчак, как пишут мемуаристы, отказался молиться, — рассказывает Юлия Кантор. — Он пытался успокоить премьер-министра своего правительства Виктора Пепеляева, который полностью потерял самообладание — их расстреляли вместе. Он попросил передать благословение законной жене Софье Федоровне и сыну Ростиславу, эмигрировавшим во Францию за два года до этого. О Тимиревой — ни слова. За несколько часов до расстрела Колчак написал Анне Васильевне записку, которая так и не дошла до неё. Десятки лет этот листок перемещался по папкам следственных дел.

«Дорогая голубка моя, я получил твою записку, спасибо за твою ласку и заботы обо мне… Не беспокойся обо мне. Я чувствую себя лучше, мои простуды проходят. Думаю, что перевод в другую камеру невозможен. Я думаю только о тебе и твоей участи… О себе не беспокоюсь — всё известно заранее. За каждым моим шагом следят, и мне очень трудно писать… Пиши мне. Твои записки — единственная радость, какую я могу иметь. Я молюсь за тебя и преклоняюсь перед твоим самопожертвованием. Милая, обожаемая моя, не беспокойся за меня и сохрани себя… До свидания, целую твои руки».

— Существует легенда, что он просил о прощальной встрече с ней. В этом было отказано. А вскоре после расстрела Тимиреву выпустили из иркутской тюрьмы, — заключает Кантор. — Однако свобода оказалась недолгой.

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ

39 лет после расстрела любимого Тимирева скиталась по ссылкам и лагерям. Рассказывает Юлия Кантор:

— В июне 1920 года её отправляют «сроком на два года без права применения к ней амнистии» в Омский концентрационный лагерь принудительных работ. Выйдя из лагеря, Тимирева подала прошение о выезде в Харбин к бывшему мужу. В ответ получила короткую резолюцию «отказать» и год тюремного заключения. Освободившись, Анна Васильевна вышла замуж за инженера-путейца Владимира Книпера и перебралась в Москву, однако в 1925 году была административно выслана в Тарусу. Её этапировали в Красноярский край «как социально опасную личность по связям с контрреволюционным элементом». Весной 1935 года — новый арест, лагерь, вскоре замененный поднадзорным проживанием в Вышнем Волочке, Верее и Малоярославце. Работала швеей, вязальщицей, портнихой, дворником. В 1938 году — снова арест…

КОНСУЛЬТИРОВАЛА БОНДАРЧУКА

В лагерях и ссылках Анна Тимирева мыкалась до 1956 года. За это время был расстрелян (1938) сын — талантливый художник, умер муж (1942)… После освобождения она жила в Рыбинске, работала художником в местном театре, а в 1960 году, после реабилитации, поселилась в Москве, получив крошечную комнатку в коммунальной квартире на Плющихе.

Анна Васильевна жила на 45-рублевую пенсию, установленную ей благодаря ходатайству советских деятелей искусств — Шостаковича, Гнесиной, Ойстраха. Но этого, конечно, было очень мало, и она пыталась подработать в массовках на съемках художественных фильмов. Ей помогла младшая сестра Елена, работавшая художником-иллюстратором.

Анна Васильевна появилась в образе благородной пожилой дамы в «Войне и мире» (1966) Сергея Бондарчука в сцене первого бала Наташи Ростовой. Кстати, на съемках этого фильма она была консультантом по этикету. В 1968 году в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» получила крошечную роль туристки, покидающей корабль. А в 1970 году снялась в дебютной кинокартине Александра Муратова «Умеете ли вы жить?» 31 января 1975 года Анны Васильевны не стало.

Ей шел 82-й год. С молодости и до конца своих дней Тимирева писала стихи. Всегда об одном и том же — о своей любви. Среди них есть и такое:

И если я еще жива

Наперекор судьбе,

То только как любовь

твоя

И память о тебе.

Елена Скворцова

Фото: WIKIPEDIA

Интересна тема?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек