Почему боекомплект российских танков располагается внутри топливных баков?

На вопрос, что в танке является самым взрывоопасным, легко ответит даже несведущий в вопросах бронетехники человек. Разумеется, во-первых, это боеприпасы его основного орудия, т.к. в них содержится пороховой заряд, ну и, во-вторых, это топливо в его внутренних топливных баках, которое питает двигатель машины.

Логика подсказывает, что эти две компоненты следовало бы разместить в танке как можно дальше друг от друга, чтобы при поражении и последующем возгорании одной не сдетонировала вторая.

Удивительно, но на практике в современных российских танках все сконструировано с точностью до наоборот!

В качестве примера рассмотрим топливную систему основных современных российских танков Т-72/Т-90, которая представлена на следующем рисунке:

Видим, что топливная система здесь включает в себя три вида баков: маршевые (используются на марше), внешние надгусеничные (находятся снаружи и предназначены, грубо говоря, для доставки танка к месту боя), внутренние (защищены бронёй танка и используются для маневрирования в условиях боя).

Именно внутренние (они же основные) баки мы сегодня и рассмотрим более подробно, ведь функция герметичной ёмкости для топлива является здесь отнюдь не единственной.

На последних двух фотографиях вы могли заметить две интересные особенности внутренних баков: во-первых, все они пронизаны цилиндрическими полостями, во-вторых, подписаны некоторые из них не просто "бак", а именно "бак-стеллаж".

Как бы парадоксально это ни звучало, но внутренние баки имеют такую замысловатую форму по той причине, что одновременно они выполняют и роль стеллажа для боекомплекта основного орудия танка.

Здесь знатоки отечественных танков могут возразить: "Как такое возможно, если боекомплект в наших машинах располагается раздельно в автомате заряжания карусельного типа?"

Да, так оно и есть, однако в горизонтально расположенном барабане помещается лишь половина боекомплекта — 22 снаряда и заряда. Остальные 20 (зависит от модификации и доходит до 24-х) пар снаряд-заряд расположены внутри боевого отделения, причём большая часть — в стеллажах двух топливных баков: переднего бака-стеллажа и среднего бака-стеллажа.

По израсходовании основного боекомплекта в автомате заряжания, экипаж производит его комплектование, используя снаряды и заряды, расположенные по периметру боевого отделения машины.

Возникает вопрос, зачем же столь опасные пороховые заряды помещать внутрь не менее опасных топливных баков?

Нельзя сказать, что это какое-то чудо-решение советских конструкторов, ведь они просто пытались выполнить свою работу, удовлетворив все требования государственного заказа.

Скажем, это вынужденная мера, которая обусловлена крайне небольшим внутренним пространством отечественных танков. Все скомпоновано настолько тесно, что даже баков половину вынесли на надгусеничную полку, оставив внутри ёмкостей на 705 литров (при среднем расходе топлива танка около 300 литров100 км).

Банальный недостаток пространства и стал причиной столь необычного расположения боекомплекта танков, причём его нужно отнести, скорее, к недостаткам компоновки, нежели к достоинствам.

С другой стороны, разделение боекомплекта и топливных баков приведёт к необходимости увеличения внутреннего пространства, что при сохранении бронирования приведёт и к увеличению внешних габаритов машины.

Подобные эксперименты в истории отечественного танкостроения уже были, а значит нужно надеяться, что в следующем витке эволюции российских танков проблема безопасного размещение боекомплекта будет решена.

МУЖСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ Вконтакте

Спасибо за просмотр!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек