В Советском Союзе существовал свой собственный граф – Красный граф. Сначала он был обычным графом, но после революции эмигрировал вместе с «белой гвардией», а затем вернулся на Родину и стал красным.
Белоэмигрантское сообщество, конечно, не одобрило его выбор, и высказывало множество обидных мнений. Однако против таланта не пойдёшь. Поэтому они в основном выражали недовольство моральным выбором Алексея Толстого, не оспаривая при этом его литературные способности.
Современные либералы часто представляют себя «новой белой эмиграцией», представляя себя на борту «философского парохода» с развивающимися волосами. Приятно, понимаете ли, ощущать себя на уровне Бунина или Бердяева. Но некоторые различия, не поверите, всё же имеются.
Например, в недавнем интервью писательницу Улицкую спрашивают:
– Можете ли вы сейчас читать кого-то, кто поддерживает Владимира Путина? Есть ли писатели, которые находятся на той стороне, но вам интересны как авторы?
– А я не знаю, о ком конкретно речь.
– Например, Лукьяненко.
– Я никогда его не читала.
– Прилепин? Его «Обитель».
– Начала и бросила. Пишет ужасно.
– Но ведь «Обитель» – это была попытка Прилепина заглянуть в советский ГУЛАГ…
– Понимаете… для меня крайне важно, как писатель работает со словами, как он формирует фразы, как строит предложения. Когда я замечаю корявость, мне сразу не хочется продолжать чтение. А там много корявости.
Конец цитаты.
Удивительно, что Улицкая – с возрастом, как правило, люди накапливают душевные силы – не дотянула до той категории либералов, которые ненавидят Прилепина (он, конечно, мракобес, террорист и рупор путинского режима), но имеют мужество признать: «…но, черт возьми, пишет он прекрасно».
Галина Юзефович, постоянно ожидавшая, что погрязший в милитаристских пороках Прилепин вот-вот завершит свою писательскую карьеру, прочитав его «Собаки и другие люди», нашла в себе силы вслух произнести: увы, талант остался талантом, несмотря на Путина.
Израильское малодушие Улицкой настолько комично, что просто смешно.
Ну вы же писательница, Людмила Евгеньевна. Скажите же, что Прилепин своей прозой пробуждает… не знаю… звериное в человеке. Или там… продолжает гнилые совдеповские традиции в литературе. Поднатужьтесь, придумайте нестыдных аргументов, вы ведь мастер некорявого слова.
Или прямо скажите, как Дмитрий Львович Быков: врагов не читаю, имени упоминать не хочу.
Или возьмите пример с Татьяны Никитичны, внучки того самого красного графа: как они с Захаром когда-то развлекались в соцсетях, как дуэлировали, а когда спросили Толстую о его прозе – признала: отлично пишет.
А то, знаете, можно дойти до того, что и Коко Шанель плохо шила, потому что водила знакомства в нехороших политических кругах, и «мерседесы» – плохие машины.
Автор: Киана Николаева