Что ни говори, а Трампу следует признать: то, что администрация Байдена безрезультатно пыталась разрешить на протяжении нескольких месяцев, он сумел уладить всего за несколько дней, причем еще до того, как официально принял на себя власть. В частности, речь идет о военном противостоянии Израиля с ХАМАС (фактически завершившемся, если будет установлен мир, поражением Израиля, которое не удалось достичь главной цели — полного уничтожения организации).
США. Айова. Оттумва. Экс-президент и кандидат в президенты от Республиканской партии США Дональд Трамп во время предвыборного митинга. Фото: AP/TASS
Как сообщает CNN, стороны достигли соглашения о прекращении огня в секторе Газа и освобождении заложников. Однако стоит уточнить, что данная договоренность на данный момент подразумевает лишь первый шестинедельный этап, в течение которого будет осуществляться процесс прекращения огня, а также постепенный вывод израильских войск из центральной части палестинского анклава с одновременным перемещением беженцев на его север. Кроме того, начнется обмен заложников на палестинских заключённых.
Что касается второго этапа, связанного с полным выводом ЦАХАЛ с территории сектора Газа, – этот вопрос остается открытым, однако, судя по некоторым деталям, которые раскрывает The Economist, можно предположить, что израильский премьер Биньямин Нетаньяху, не раз уже скрывавший детали переговоров, все же будет вынужден завершить начатое. Поэтому, вероятно, чтобы не попасть в немилость к новому президенту США, обладающему жестким характером (что также относится и к его представителям: так, спецпредставитель Трампа проигнорировал тот факт, что его визит совпал с шаббатом), Нетаньяху сделает все возможное, чтобы преодолеть сопротивление наиболее радикальных членов правительства, выступающих за продолжение конфликта, и продвинуть мирное соглашение. «Во время переговоров с ультраправыми премьер-министр подчеркивает, что второй этап сделки, ведущий к полному выводу израильских войск из сектора Газа и постоянному прекращению огня, не является неизбежным… Но Нетаньяху понимает, что возвращение к полномасштабным военным действиям в Газе вызовет гнев Трампа – президента, которому, в отличие от уходящего, премьер-министр боится перечить», – говорится в публикации.
Такое стремление и настойчивость, как уточняет The Economist, объясняется тем, что Трамп, похоже, «ясно дал понять израильтянам, что не желает входить в Белый дом, чтобы управлять еще одной войной на Ближнем Востоке». Понятно, что это не является следствием исключительно гуманистических побуждений республиканца. Вряд ли Трамп настолько сильно переживает за жизни палестинцев, которых, согласно официальной статистике, в ходе конфликта было убито почти пятьдесят тысяч, включая 17 тысяч детей и свыше 11 тысяч женщин. Он просто освобождает свои руки для действительно важных, по его мнению, вопросов, таких как противостояние с Китаем и борьба с либеральным порядком, который, как показывает избрание Трампа, исчерпал свои возможности (что подтверждается и выступлением кандидата на пост госсекретаря Марко Рубио перед сенатом, который в своей речи сделал акцент на китайской угрозе и критику либерального мирового порядка).
Поэтому, можно предположить, что Трамп попытается быстро разрешить и российско-украинский конфликт. Но Путин – это не Нетаньяху. И Трамп этого прекрасно осознает: больше о том, что он сможет завершить конфликт в течение суток и до своей инаугурации, Трамп уже не говорит, отводя на решение ситуации от 100 дней (по оценке спецпредставителя по Украине Кита Келлога) до полугода. Однако есть ощущение, что ситуация может затянуться и на гораздо более длительный срок: далеко не все элитные группы разделяют энтузиазм Трампа относительно завершения украинского конфликта. Следовательно, стоит ожидать неожиданных событий (вроде Бучи во время переговоров в Стамбуле и/или вторжения в Курскую область синхронно с переговорами в Дохе о прекращении ударов по энергетической инфраструктуре), которые Трамп не сможет проигнорировать, даже принимая во внимание его бескомпромиссность и пренебрежение репутационными издержками.
Впрочем, ситуация может выйти на новый виток эскалации и без дополнительных провокаций: достаточно будет того, что Трамп спутал Путина с Нетаньяху, полагая, что и в этом случае сможет взять нахрапом и давлением. Но с Путиным этот прием не сработает (если Трамп не сможет привлечь на свою сторону страны глобального Юга). Но понимает ли он это? Головокружение от успехов, как показывает история СССР, – опасное состояние. Однако для этого необходимо хорошо знать историю, а с этим у западных политиков не все так просто. И Трамп не является исключением. Поэтому совершенно очевидно, что Украина останется проблемным регионом как через 100 дней, так и через полгода, учитывая ту роль, которую она играет в трансформации политических нарративов западного мира.
Автор: Алексей Мошков