О смерти шумеров, о том: сколько осталось нам? И о рациональном зерне в построениях Льва Гумилева

Из с утра прочитанного в «В очерках шумерской культуры» крупнейшего отечественного по ней специалиста Владимира Емельянова, о причинах гибели упомянутого в заглавии работы древнего народа: «Этнические системы не живут слишком долго, и можно сказать, что шумеры прожили весь срок, который отводят народу этнологи (1200–1300 лет), и дожили до глубокой старости, за порогом которой неизбежна естественная смерть».

Лев Гумилев тут же вспомнился. При всем моем критическом отношении к его концепции пассионарности и нагромождению недоказанных сентенций в трудах – вроде побратимства с сыном Бату – Сартаком, Александра Невского, или монгольского контингента на Чудском озере.

Ни то ни другое не доказано, больше того, второе – явный вымысел, тиражируемый на просторах интернета дилетантами, вроде политолога Сатановского.

Но вот в рассуждениях Льва Николаевич касательно бытия этносов, в том числе и их смерти, верно есть рациональное зерно. Отсюда вопрос, актуальным содержанием напененный: нам-то сколько осталось? Равно как и европейской, – а мы ее часть – культуре и целом? Ибо вместе с этносом умрет и культура.

Игорь Ходаков

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек